Частные гаражи - под линией не стоять. Частные гаражи - под линией не стоять На участке идет лэп как построить гараж

Дело № 2-223/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Чучуйко Ю.И.,

при секретаре Серебренниковой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» к Попову В.А. и Поповой Н.В. о сносе гаража, находящегося в охранной зоне ВЛ-10 кВ,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» обратилось в суд с иском к Попову В.А. о сносе гаража, расположенных в охраной зоне ВЛ-10 кВ. В обоснование заявленных требований указало, что ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» является собственником электросетевого комплекса №ЮС-8 «Чарышский», расположенного на территории --- и ---. В состав электросетевого комплекса № ЮС-8 входит ВЛ-10 кВ № 52-9 от ПС-52 с. --- на юг по с. --- до с. --- с разводкой по с. ---, которая введена в эксплуатацию с 1974 года. *** при осмотре охранной зоны данной линии электропередач было установлено, что в пролетах опор № по адресу: --- с. --- --- расположен гараж, собственником которого является ответчик, что свидетельствует о нарушении требований постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Истец просит суд возложить на ответчика обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольно возведенного гаража, расположенного в охранной зоне воздушной линии ВЛ 10 кВ №52-9 от ПС-52 в пролетах №66-67 по адресу: --- с. --- ---, а так же взыскать расходы по оплате государственной пошлины.

*** в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Попова Н.В.

Представитель истца Каркавин А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по обстоятельствам изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Головин А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по обстоятельствам изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Попов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в поступившем в суд заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик Попова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в поступившем в суд заявлении просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, возражая против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика Иванов Д.В. в судебном заседании требования истца полагал не подлежащими удовлетворению в полном объеме и указал, что ответчик Попов В.А. в *** года возвел на принадлежащем ему земельном участке гараж. В период паводка в *** года данный гараж был частично разрушен, но Попов В.А. в *** года восстановил его, не изменяя местоположения данного гаража. На момент строительства гаража в *** года, в кадастровом паспорте на участок отсутствовали сведении о наличии охранных зон, а так же сам ответчик Попов В.А. не знал о том, что данная линия электропередач относится к категории 10 кВ. Кроме того, постановлением Правительства РФ №160, в редакции действующей по состоянию на *** года не содержалось запретов на строительство гаражей под линиями электропередач свыше 10 кВ. Поскольку земельный участок ответчику Попову В.А. выделялся под ведение личного подсобного хозяйства, то предполагалось строительство на нем. Для строительства гаража не нужно разрешение, так как действующее законодательство позволяет осуществлять строительство без разрешения на земельных участках, предназначенных для ведения ЛПХ. Кроме того, из-за перемещения опоры истцом, высоковольтная линия оказалась на земельном участке ответчика над гаражом. При осмотре земельного участка, он выяснил, как стояли столбы ранее, до наводнения *** года. ЛЭП затрагивала только угол гаража ответчика. После наводнения изменилось расположение ЛЭП, в следствие того, что истец поставил столб на перекрестке (в месте примыкания второстепенной дороги к главной). Как считалось, что установили данную опору временно. Жителям села при установке данного столба сказали, что его потом уберут. Если высоковольтный провод упадет на землю, то зона поражения будет шире, особенно в жаркую сухую погоду, когда возможно возгорание. А если провод упадет на гараж, то зона поражения будет меньше. Расположение гаража ответчика не препятствует каким-либо образом обслуживанию линии электропередач, в том числе с использованием техники (вышки).

Представитель ответчика Асташенко Д.А. в судебном заседании требования истца полагала не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Свою позицию представитель обосновала в представленных в суд письменных отношениях к заявленным требованиям, в которых указала на следующие обстоятельства.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав - и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» к Попову В.А. и Поповой Н.В. о сносе гаража, находящегося в охранной зоне ВЛ-10 кВ отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ***.

Председательствующий: Ю.И. Чучуйко

Суд:

Чарышский районный суд (Алтайский край)

Истцы:

ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго"

Ответчики:

Попов В.А.
Попова Н.В.

Судьи дела:

Чучуйко Ю.И. (судья)

Судебная практика по:

Злоупотребление правом

Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ

Гаражи-стоянки личного автотранспорта отныне не могут находиться в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи. Постановление об этом 26 августа подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Действующий порядок определения охранных зон объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше тысячи вольт (1 кВ) запрещал расположение на находящихся в их границах земельных участках гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов. Исключение было сделано только для гаражей-стоянок принадлежащих физическим лицам автомобилей, но теперь такую «льготу» решено упразднить.

По данным ОАО «Ленэнерго», в различных районах Санкт-Петербурга расположено несколько десятков воздушных линий электропередачи (ЛЭП) напряжением 6, 10, 35 и даже 110 кВ. Точное их количество, местонахождение, протяженность и занимаемую площадь в пресс-службе энергокомпании назвать затруднились, пояснив, что у линий различного класса напряжения отличаются границы охранных зон. По правилам, для ЛЭП 6 или 10 кВ она устанавливается в 5-10 метрах от крайних проводов с каждой стороны, для 35 кВ - 15 метров, и так далее. Кроме «Ленэнерго», высоковольтные линии находятся в ведении ОАО «ФСК ЕЭС», а занимаемая их охранной зоной городская территория оценивается в 10 - 27 кв. км, что больше площади всего Петроградского района.

Выяснить, находится ли его гараж или стоянка в охранной зоне, каждый автовладелец может через Региональную геоинформационную систему , задав соответствующие условия (слои «Сведения кадастра объектов недвижимости» - «Зоны особого режима использования»). Например, в зоне ЛЭП расположен почти весь проспект Маршала Блюхера, включая часть специально выделенных для стоянок автомобилей земельных участков вдоль его северной (четной) стороны. Энергетики угрожают стоянкам и гаражам, расположенным на Малой Балканской улице и в других районах Северной столицы.

Также правительство России де-факто объявило «электросетевую амнистию». Отныне в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 2009 года, энергокомпании могут не согласовывать с надзорными органами границы охранных зон, а до конца 2014 года - передать сведения о таких участках в кадастровую палату. Таким образом, владелец даже нового гаража, принявший все необходимые предосторожности, может не знать об опасном соседстве и вытекающих из него последствиях.

Напомним, что, согласно заключенному еще в декабре 2010 года соглашению о сотрудничестве между ОАО «ФСК ЕЭС» и правительством Северной столицы, до 2016 года энергокомпания обязалась провести каблирование (переместить под землю) 80 километров расположенных на территории Санкт-Петербурга ЛЭП напряжением 220-330 кВ.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГАРАЖЕЙ-СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ,
В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ СВЫШЕ 1 кВ

РД 34.02.201-91

УТВЕРЖДЕНО Главтехуправлением Минэнерго СССР 27.10.1991 г.

СОГЛАСОВАНО с ГУПО МВД СССР

Предисловие

Настоящая Инструкция содержит основные требования к устройству кооперативных гаражей, принадлежащих гражданам, при их размещении в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ, а также дополнительные требования к устройству воздушных линий электропередачи, обусловленные размещением гаражей в охранных зонах. Требования Инструкции направлены на обеспечение безопасности людей, сохранение имущества, надежной работы линий. Предназначена для инженерно-технических работников проектных, научно-исследовательских, эксплуатационных организаций, занимающихся проектированием и эксплуатацией воздушных линий электропередачи и гаражей, размещаемых в охранных зонах линий.

Требования Инструкции являются обязательными для всех министерств и ведомств.

Заместитель начальника

Главтехуправления

Министерства энергетики

и электрификации СССР К.М. АНТИПОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 Требования "Инструкции по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ" распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые кооперативные наземные, одноэтажные гаражи для индивидуальных легковых автомобилей*, размещаемые в охранных зонах** воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением свыше 1 кВ.

Требования Инструкции распространяются также на вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ, в охранной зоне которых размещаются существующие гаражи.

* В дальнейшем - гаражи.

** Охранная зона ВЛ - земельный участок и воздушное пространство, ограниченные вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии: 10 м для ВЛ до 20 кВ; 15м для ВЛ 35 кВ; 20 м для ВЛ 100 кВ; 25 м для ВЛ 150, 220 кВ; 30 м для ВЛ 300, 500, +400 кВ; 40 м для ВЛ 750, +750 кВ; 55м для ВЛ 1150 кВ.

1.2 Размещение гаражей в охранных зонах ВЛ (см. настоящей Инструкции) допускается при наличии письменного согласия владельца ВЛ.

1.3 Гаражи, размещаемые в охранных зонах ВЛ, а также ВЛ, в охранной зоне которых размещаются гаражи, должна удовлетворять также требованиям других нормативных документов, относящихся к их устройству и эксплуатации.

1.4 Гаражи должны сооружаться по проекту, согласованному с владельцем ВЛ.

До начала строительно-монтажных работ заказчик или владелец ВЛ должен письменно уведомить ближайшую пожарную часть о планируемой новостройке.

1.5 Значения терминов "должен", "как правило", "следует", "допускается", "рекомендуется" соответствуют указанному в § 1.1.17 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ)". Шестое изд., перераб. и доп. (М.: Энергоатомиздат, 1985).

1.6 СТЕСНЕННЫЕ УСЛОВИЯ - территории, насыщенные надземными или подземными коммуникациями, сооружениями, строениями, на которых исключается независимое (без учета взаимного влияния) расположение сооружаемых объектов, а размещение их на другой территории не может быть технико-экономически обосновано.

2. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 При размещении гаражей в охранных зонах ВЛ на металлических корпусах автомашин, металлических и железобетонных оградах, металлических трубопроводах могут наводиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической и электромагнитной индукцией при работе ВЛ.

Опасные электрические потенциалы на опорах ВЛ и прилегающих участках поверхности земли могут появляться также при разрядах молнии и перекрытиях изоляции, а также вблизи лежащего на земле оборванного провода. В связи с этим в гаражах, расположенных в охранных зонах ВЛ, запрещается:

2.1.1 Приближаться к проводам, лежащим на земле, а также к опорам ВЛ, имеющим оборванные провода, на расстояние менее 20 м.

2.1.2 Подниматься на кровлю при наличии оборванных проводов на ВЛ.

2.1.3 Предпринимать самостоятельно какие-либо действия по снятию оборванного провода с машины или кровли гаражей вручную или с помощью каких-либо предметов.

2.1.4 Прикасаться к опорам, влезать на них или привязывать к ним животных.

2.1.5 Организовывать открытые стоянки автомашин вне помещений гаражей.

2.1.6 Разводить огонь, производить работы, приводящие к загрязнению изоляции ВЛ, а также сварочные и окрасочные работы.

2.2 При расстоянии до лежащего на земле оборванного провода менее 20 м удаляться от него можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.4 Металлическая кровля гаражей, расположенных в охранных зонах ВЛ, должна быть заземлена. При неметаллической кровле поверх нее должна быть уложена металлическая сетка и заземлена. Сетка должна быть выполнена из круглой стали или стальной проволоки диаметром не менее 6 мм.

При напряжении ВЛ 110-220 кВ сечение круглой стали или проволоки должно быть проверено на термическую стойкость с учетом требований § 1.7.77 ПУЭ . Шаг ячеек сетки должен быть не более 1,0х1,0 м. Узлы сетки должны быть соединены с помощью сварки.

Токоотводы от металлической крыши или металлической сетки должны быть проложены не реже чем через 25 м.

3.5 Для гаражей, расположенных в охранных зонах ВЛ, должно быть выполнено заземляющее устройство.

Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 10 Ом. Сопротивление заземляющих устройств гаражей, расположенных в охранной зоне ВЛ до 35 кВ, кроме ВЛ 35 кВ, имеющих защиту от замыканий на землю с действием на отключение, должно удовлетворять также требованиям §§ 1.7.57 и 1.7.58 ПУЭ . При напряжении ВЛ 110-220 кВ заземляющее устройство гаражей должно быть выполнено в виде контура, охватывающего периметр гаражей с внешней стороны, согласно требованиям § 1.7.35 ПУЭ .

Заземление ограды гаражей и прокладку инженерных коммуникаций через ограду следует выполнять согласно требованиям § 1.7.54 ПУЭ .

Присоединение заземляющего устройства гаражей к заземлителям опор ВЛ и распределительных устройств (РУ) станций и подстанций не допускается. Расстояние от заземляющего устройства гаражей до заземлителей опор ВЛ и РУ электрических станций и подстанций должно быть не менее: 5 м для ВЛ и РУ до 35 кВ, 10м для ВЛ и РУ 100 кВ и выше.

3.6 Расстояние по горизонтали от опор ВЛ, оттяжек и фундаментов до выступающих частей гаражей должно быть не менее 6,0 м.

3.7 Помещения гаражей должны, как правило, располагаться поперек ВЛ. Въезды и выезды из гаражей должны выполняться в сторону, противоположную ВЛ.

3.8 На территории гаражей должен быть обеспечен подъезд к опорам ВЛ, позволяющий применять механизмы для производства монтажных, эксплуатационных и ремонтных работ.

3.9 В охранных зонах ВЛ запрещается устраивать моечные пункты, пункты окраски, эстакады для ремонта автомобилей.

3.10 Гаражи должны быть I и II степени огнестойкости. Предел огнестойкости покрытия должен быть не менее 0,5 ч.

3.11 В гаражах, расположенных в охранных зонах ВЛ, должны быть предусмотрены:

3.11.1 Автоматическая пожарная сигнализация во всех помещениях. Сигнал выводится в помещение дежурного по гаражу и на диспетчерский пункт электросетевого предприятия или на питающую подстанцию при наличии на ней круглосуточного дежурства персонала.

Пункты передачи сигналов могут быть уточнены при конкретном проектировании с учетом местных условий по согласованию с электросетевым предприятием и органами пожарного надзора.

3.11.2 Телефонная связь с диспетчером электросетевого предприятия или питающей подстанции при наличии на ней круглосуточного дежурства персонала.

3.11.3 Со стороны подъезда передвижных средств пожаротушения отводы от заземляющего устройства, распределенные по длине гаража с шагом не более 50 м, для заземления передвижных средств пожаротушения.

3.11.4 В помещении дежурного - место для хранения диэлектрических бот, диэлектрических перчаток, переносного заземления для передвижных средств пожаротушения, передвижных огнетушителей.

3.12 На ВЛ, в охранной зоне которой размещены гаражи, должна быть предусмотрена возможность отключения линии из диспетчерского пункта электросетевого предприятия, если питающая подстанция не имеет дежурного персонала.

4. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

4.1 Владельцы гаражей должны соблюдать требования действующих Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, настоящей Инструкции, правил пожарной безопасности.

4.2 Для проведения технического обслуживания и ремонта ВЛ владельцы линий должны иметь право беспрепятственного, круглосуточного доступа на территорию гаражей, расположенных в охранных зонах ВЛ.

4.3 Владельцы гаражей должны сообщать владельцу ВЛ о всех случаях повреждения ВЛ.

4.4 Эксплуатационные испытания заземляющих устройств гаражей и средств защиты должны проводиться в объеме и в сроки, установленные действующими Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей и Правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.

4.5 Тушение пожара в гаражах, расположенных в охранных зонах ВЛ, производится пожарными подразделениями по письменному допуску, выдаваемому электросетевым предприятием только после отключения линии.

4.6 Владельцы ВЛ, администрация и владельцы гаражей должны быть ознакомлены под роспись с требованиями настоящей Инструкции и порядком действия пожарных подразделений при тушении пожара.