Наука о происхождении и эволюции человека. История развития представлений о происхождении человека Как называется наука происхождении людей

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.
Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» , где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка . Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» , где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3 ), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.
Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.
Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.
Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека.

Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.

Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение .

Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.
Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы.

Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.

Что касается общей теории антропогенеза , то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени.

Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

«Наука» о происхождении человека

Физическая антропология (или палеоантропология) - относительно новая область науки, которая провозглашает, что может обнаружить эволюционное развитие «гомо сапиенс» от неизвестного предка-нечеловека. Ее данные - окаменелости и артефакты древних людей и, их предполагаемых обезьяноподобных предков.

Недостаток данных

В действительности данных до обидного мало, и они слишком редки, чтобы поддержать теорию эволюции человека. Поскольку должны были бы существовать бесчисленные миллиарды этих древних людей и их человекообразных предков в период предполагаемых миллионов или более лет их существования и поскольку предполагается, что они были самыми последними (и поэтому, видимо, лучше всего сохранившимися) показателями эволюционной истории, можно было бы предположить, что в распоряжении антропологов окажется большое число переходных окаменелостей. В действительности же не оказалось ни одного!

Да, имеется несколько окаменевших костей и зубов, но общая сумма всех окаменелостей, которые можно было бы продемонстрировать и которые могут оказаться связующим звеном между обезьянами и людьми или между чем-то еще и людьми, не заполнит и гробового ящика («Сайенс дайджест», май 1982 года, с. 44). Даже те, которые были найдены, дали повод для различных противоречивых интерпретаций, и существует почти столько же различных человеческих эволюционных родословных, сколько антропологов, придумавших все это. Фактически замечают, что антропологов не менее, чем образцов окаменелостей, которые они изучают (там же). Малькольм Маггаридж, известный британский писатель, привел замечательные информационные данные, согласно которым 500 или более докторских диссертаций было написано на тему костей «человека Пилтдауна», а в конечном счете эти кости оказались мистификацией («Конец христианства», «Эрманс пабликейшн Ко», 1980 год, с. 59). Можно извинить подозревающего, что антропология, наука о человеке, - легкое поле деятельности для получения докторской степени, но достаточно тяжелое, чтобы зарабатывать себе на жизнь!

В 1984 году на ежегодную конференцию Американской ассоциации содействия развитию науки в Нью-Йорк съехались антропологи со всего мира, чтобы вместе осмотреть разрекламированную выставку всех этих окаменелостей, организованную Американским музеем естественной истории для специального обозрения, а затем обсудить значение увиденного. О встрече было сообщено в научном журнале следующее:

«Иной раз начинаешь думать, не сидели ли однажды орангутанги, шимпанзе и гориллы вокруг дерева, обдумывая, кто из них ближайший родственник человека. (И захотели ли они им быть?) Может быть, они даже хихикали над махинациями ученых-людей, соревновавшихся в вычерчивании полной карты эволюции на Земле. Если наложить их одну на другую, все эти конкурирующие варианты нашего эволюционного шоссе, то автострада Лос-Анджелеса выглядела бы, как сельская дорога 41 в Элкхарте, Индиана» («Сайенс ньюс», т. 125, 9 июня 1984 года, с. 361).

Однако не существует прямых свидетельств того, что в своей эволюции человек совершил «восхождение» от кого-то еще, кроме других людей. Возможно существуют окаменелые свидетельства каких-то исчезнувших обезьян или племен людей, но нет реальных обезьяно-человеков или других эволюционных промежуточных существ. Некоторые из предлагаемых косвенных свидетельств (например, сходство) - это не реальные свидетельства, так как они могут быть объяснены сотворением в той же мере, как и эволюцией. Весь этот спектакль - просто попытка эволюционных гуманистов выдать желаемое за действительное, поскольку они намерены любой ценой разрушить откровенное, реалистичное, обнадеживающее, истинное библейское свидетельство происхождения человеческой расы.

Австралопитеки

Когда я посещал школу, меня учили, что тремя убедительными доказательствами эволюции человека являются Пилтдаун, синантроп и явантроп. Однако эти знаменитые открытия более не принимаются всерьез. Пилтдаун оказался обманом, синантроп за 40 лет затерялся, а явантроп, как позже признали его открыватели, был искусственной конструкцией из бедренной кости человека и черепа гиббона. Другими бывшими «звездами» в человеко-обезьяньей буффонаде были Небраскский человек (вымершая свинья) и Неандертальский человек (ныне повсеместно признанный современным человеком).

Настоящей «звездой» в этом затянувшемся шоу является предполагаемый гоминид (обезьяно-человек), названный австралопитеком (что означает «обезьяна юга»), связанный с разнообразной коллекцией окаменелостей, включая синатропа, найденного Льюсом Лики, «череп-1470» Ричарда Лики, «Люси» Карла Иогансона, а также окаменевшие отпечатки ног, обнаруженные в Летоли Мэри Лики. Хотя между Иогансоном и Лики существовали резкие разногласия относительно их роли в эволюции, все они теперь утверждают, что эти так называемые австралопитеки ходили прямо, как люди, хотя и имели обезьяньи мозги и черепа.

Тем не менее свидетельств против этой точки зрения становится все больше. Д-р Иоил Рак описывает важность впервые обнаруженной ушной кости австралопитеков:

«Она значительно отличается от ушной кости современного человека, и различий значительно больше, чем между ушными костями «гомо сапиенс» и африканских обезьян. Новая «наковальня» представляет особый интерес в связи с особой важностью этих ушных косточек для таксономического и филогенетического (эволюционного) изучения. Единственная другая окаменевшая человекоподобная ушная косточка не отличается от кости современного человека» («Ушная косточка австралопитеков», Нейчур, т. 279, 3 мая 1975 года, с. 62).

Др. Чарлз Окснард, который из всех анатомов провел наиболее широкое и тщательное изучение окаменелостей автралопитеков, пишет: «Окаменелые фрагменты обычно резко отличаются от любой живущей формы… Они могут быть или не быть останками орангутанга» (Америкэн байолоджи тичер, т. 41, 5 мая 1979 года, с. 273). Он также безапелляционно утверждал, что эти существа вообще не могли ходить прямо (там же).

То, что австралопитеки были просто человекообразными обезьянами, видно по их черепам, объем мозга которых, как долгое время считали, равен около 500 куб. см. и соответствует обычной обезьяне. Однако в течение длительного времени полагали, что их мозг по крайней мере по форме походил на человеческий. Сейчас и это оказалось полностью ошибочным суждением.

«Я ожидал, что черепные коробки австралопитеков окажутся миниатюрными копиями человеческих, потому что такое мнение преобладало в научной литературе с 1925 года… Мой анализ нескольких известных черепных коробок австралопитеков показывает, что догадка Радинского оказалась верной: все сохранившиеся изогнутости были обезьяноподобными» (Дин Фолк, «окаменевший мозг», «Нейчурал хистори», т. 93, сентябрь 1984 года, с. 38).

Что касается предположительных отпечатков ног австралопитека, у них нет связи с другими окаменелостями, и они, вероятно, являются отпечатками ног человека: «сохранившиеся следы ног показывают полную морфологическую форму, которая наблюдается у современных людей., поразительно человеческие по форме» (Сайенс, т. 208, 11 апреля 1980, стр. 175).

У нас имеются все основания сделать вывод, что у австралопитеков, кем бы они ни были, не было генетической связи с человеком.

Загадка «гомо эректус»

Существует другая группа разрозненных окаменелостей, в целом известных как «гомо эректус», и многие палеоантропологи верят, что это - промежуточное существо между «австралопитеком» и «гомо сапиенс». О пекинском синантропе и яванском питекантропе, которые, как когда-то полагали, принадлежат к этой группе, теперь в основном умалчивают. Однако с тех пор находили другие окаменелости «гомо эректус» в Азии и Африке и, видимо, даже в Австралии. В большинстве их идентифицировали по объему мозга, равному, как правило, 700-800 куб. см.

Само по себе это ничего не доказывает, так как значительное число совершенно нормальных людей, как известно, имеет объем мозга такого размера. Более того, многие современные люди имеют тяжелые надбровные дуги и низкие покатые лбы, так что эти черты также не имеют особого значения. Проблема в том, что возможный период существования «гомо эректус» совпадает с датами, предписываемыми австралопитекам, так что эти две известные ветви жили одновременно и даже в одних и тех же географических областях.

Нет сомнения, что «гомо эректус» («прямой человек») имел вертикальную походку. То, что он действительно человек, а не передвигавшаяся на задних лапах обезьяна, недавно подтвердило изучение внутренних отпечатков мозга черепа, известного как «череп-1470», найденного несколько лет назад Ричардом Лики.

«Внутренние отпечатки образца «гомо габилис», известного как «череп-1470», взятые из Кенийского национального музея, воспроизводят человекоподобную лобную долю, включающую то, что похоже на «центр речи» (Дин Фолк, указ, соч., с. 38).

Так как известно, что эта часть мозга (центр речи) контролирует речь и имеется лишь у людей, становится ясно, что этот конкретный экземпляр «гомо эректус» был действительно человек, хотя объем его черепа чуть более 750 куб. см.

«Если мы хотим понять, что явилось важным двигателем эволюции мозга человека, то внутренние отпечатки «черепа-1470» с их человекоподобной лобной долей, содержащей то, что похоже на центр речи, в левом полушарии, подтверждают, что, как и предполагалось при сравнении поведения обезьян и людей, это - язык», (там же, с. 39).

То, что «гомо эректус» был скорее человеком, а не промежуточным существом между обезьяной и человеком, подтверждено далее обнаружением в конце 1984 года в Кении наиболее полного из доселе известных скелета «гомо эректус», принадлежащего мальчику двенадцатилетнего возраста. Эволюционисты полагали, что он жил около 1,6 миллиона лет назад, основываясь на радиометрическом датировании пепла, расположенного в месте, где он был найден антропологами Ричардом Лики и Аланом Уокером.

«Новая находка показывает, что эти древние люди имели строение тела, практически не отличающееся от нашего собственного… Скелет свидетельствовал, что рост мальчика - 5 футов 6 дюймов; он был выше, чем многие сегодняшние двенадцатилетние дети» (Бойс Ренсбергер, «Окаменелости человека, вырытые из земли», «Вашингтон пост», 19 октября 1984 года, с. А1).

За исключением размера мозга (между 700 и 800 куб. см.) череп и челюстная кость выглядели, «как у неандертальца» (там же). Как теперь подтверждают все эволюционные антропологи, неандерталец, несомненно, был человеком - «гомо сапиенс». Таким образом, если австралопитеки - всего-навсего разновидность обезьяны, то, вероятно, «гомо эректус» - истинный человек, очень похожий на исчезнувшее неандертальское племя. Вполне возможно, что окаменелости приписали «гомо эректус», а не «гомо сапиенс» лишь потому, что они оказались членами человеческой расы, чьи размеры мозга были на более низком уровне по сравнению с обычным спектром размеров мозга, но, тем не менее, они были нормальными людьми.

Эволюция обезьян от людей?

Если бы эволюция действительно имела место, то различные стадии эволюции человека должны быть отражены лучше всего, так как человек, предположительно, - недавнее эволюционное приобретение. Большинство специалистов ищут свидетельства окаменелостей именно в этой области, а не в какой-либо другой. Тем не менее, как было указано выше, действительных свидетельств чрезвычайно мало и они очень сомнительны. Какие именно окаменелости гоминида могли принадлежать предкам человека, а также в каком порядке их располагать - все еще остается объектом жарких диспутов даже среди антропологов-эволюционистов.

Но это еще не все. Общие предки человека и обезьян, являвшиеся объектами длительных поисков, особенно «Люси» и другие «австралопитеки», оказывается, живут и поныне - по меньшей мере согласно странной теории, которую сейчас выдвигают некоторые антропологи. Это карликовая шимпанзе, «бонобо», обитатель джунглей Заира, которая «почти идентична по размеру тела, фигуре и размеру мозга» Люси, предположительно старейшему окаменелому гоминиду («Сайенс ньюс», 5 февраля 1983 года, с. 89). По мнению многих ученых, имеется лишь несколько различий с «Люси» и австралопитеками у этого общего предка австралопитеков, а также людей и современных обезьян. Такие ведущие антропологи, как Винсент Сарич (Калифорнийский университет в Беркли), Адрианна Зигльман (Калифорнийский университет в Санта-Крус), Дуглас Крамер (Нью-Йоркский университет) «стали поборниками модели бонобо и основывают свои тезисы в основном на изучении анатомии живущих ныне обезьян и окаменевших гоминидов» (там же).

Поразительно! Карликовая шимпанзе по очереди превращается, с одной стороны, в Люси, яванского питекантропа, неандертальца и современного человека, а, с другой стороны, неизведанными путями превращается в шимпанзе, орангутангов, горилл и карликовых шимпанзе (!). Такой необоснованный сценарий выдвигается в настоящее время.

Однако эта воображаемая последовательность наталкивается на дальнейшие трудности, когда делается попытка расставить ее в хронологическом порядке, так как даты редко согласуются с предполагаемой последовательностью. Фактически даты настолько неопределенны, что некоторые ученые теперь серьезно предполагают, что шимпанзе произошли от людей. То есть, обезьяны имеют человекоподобных предков, вместо человека, имеющего обезьяноподобных предков! Двое, британских ученых недавно пришли к следующему выводу: «Мы думаем, что шимпанзе происходит от человека, что общий предок обоих был гораздо более похож на человека, чем на обезьяну» («Нью сайентист», 3 сентября 1981 года, с. 594).

Конечно, не существует никаких промежуточных видов, так что ни обезьяна, ни человек действительно не произошли друг от друга. Как отмечают ученые (Джон Гриббин и Джереми Черфас): «Проблема, стоящая перед палеонтологами, заключается в том, что у них отсутствуют свидетельства для принятия решений» (там же, с. 592). Эволюционная палеоантропология - страна чудес, где можно оказаться собственным предком, и никто не знает, каким путем все действительно произошло,

Хронологическая запутанность в эволюции человека

Большая неопределенность, существующая во взаимоотношениях между обезьянами, людьми и исчезнувшими гоминидами, еще более осложняется с каждым новым открытием окаменелости. Одна не так хорошо известная окаменелость под названием «петралонский человек» (Archahthropus europaeus petraloniensis), обнаруженная несколько лет тому назад в греческой пещере, является объектом внимательного изучения со стороны греческого антрополога Ариса Паулианоса. Д-р Паулианос утверждает, что «петралонский человек» «вымер более 700 тысяч лет тому назад, и это пока что наиболее древний из доселе известных европейцев» («Каррент антрополоджи», т. 22, с. 287).

Казалось, что это будет очень важное «недостающее звено», но открытие в Африке австралопитеков, живших, очевидно, одновременно как с «гомо эректус», так и с «архантропус», привлекло гораздо большее внимание. Одна из причин - современная внешность последнего.

«Датирование черепа и его классификации спорны по нескольким причинам. Череп, внедренный в кальцит, не фотографировался до извлечения, и нет уверенности относительно последовательности отложения осадочных пород в пещере. Кроме того, анатомически череп представляет собой запутанную смесь первобытных и современных черт, некоторые из которых характерны для «гомо эректус», а другие можно приписать «гомо сапиенс» («Нью сайентист», т. 91, 13 августа 1981 года, с. 405).

То, что череп напоминает по внешнему виду череп человека, не подчеркнуто в ограниченной технической литературе, посвященной этому открытию, а то, что кальцит, в котором он находился, оказался сталагмитом, игнорируется вообще. Для ознакомления с необходимой информацией следует смотреть отчет об этом открытии и сделанные из первых рук доклады д-ра Паулианоса:

«В момент его обнаружения скелет находился в сталагмите в Петралонской пещере на полуострове Халкидика на юге Греции», - заявил в пятницу д-р Арис Паулианос, президент Греческого палеонтологического общества» («Чикаго трибюн», 6 июня 1976 года, со ссылкой на сообщение агентства Рейтер из Европы).

Известно, что сталагмиты обычно формируются чрезвычайно медленно благодаря испарению воды, капающей с потолка пещеры. Окаменелости и не могут внедряться в породу и сохраняться при таких условиях, а это свидетельствует о том, что сталагмиты могли сформироваться достаточно быстро при определенных условиях.

О полноправном человеческом статусе «Петралонского человека» говорит следующее:

"«Открытие доказывает, что пещера, в которой находились примитивные орудия и состряпанная пища, была населена людьми эпохи обезьян, которые умело использовали огонь. Мы обнаружили зажаренное мясо носорогов, медведей и оленей, что доказывает, что люди, жившие в пещере, использовали огонь по прямому назначению», - сказал Паулианос» (там же).

Эти открытия, а также многие свидетельства из других частей мира говорят о том, что современный человек жил в то же время, что и австралопитеки, гомо эректус и другие его предполагаемые предки. Кем бы ни были эти вымершие существа, они не могли быть предками человека.

Существует другая очень «неопределенная» линия доказательства, используемая некоторыми эволюционистами в попытке установить предполагаемые даты эволюционного отпочкования различных обезьян от семейного дерева, в результате чего появился «гомо сапиенс», или современный человек. Это так называемые «молекулярные часы», которые указывают на сходство ДНК, белков крови, цитохрома Ц и другие биохимические факторы как показателей степени родства между существами. Аспект часов особенно привязан к предположению, что уровень мутации ДНК постоянен во времени, так что степень различия в последовательности ДНК может, как полагают, измерить время эволюционного расхождения.

Нет нужды обсуждать здесь детали этой проблемы. То что она не срабатывает, может быть установлено результатами недавно проведенного широкого статистического исследования. Алан Темплтон в официальном журнале, издаваемом Обществом изучения эволюции, приходит к следующему выводу:

«Итак, в той части филогенеза, которая касается линии «горилла - шимпанзе - человек», существует сильное неприятие гипотезы молекулярных часов… Более того, гипотеза молекулярных часов была отвергнута, так как ее поддерживает лишь 1% специалистов («Эволушн», т. 37, март 1983 года, ее. 238, 242).

Это означает фактически, что существует определенность на 99%, что молекулярные часы бессмысленны, что касается эволюционной хронологии превращения обезьяны в человека.

Темплтон также высказывается и об общей антропологической запутанности в эволюционных связях между различными приматами, о чем говорилось выше. Он пишет:

«Недавние изучения передвижения гоминидов на двух ногах и сравнительное изучение других человекоообразных обезьян склоняют к мысли о том, что передвижение на двух ногах могло предшествовать появлению гоминидов и что передвижение на четырех конечностях или даже использование передних конечностей для лазания в качестве рук - это очень бледная модель для предка гоминида. Поэтому эти исследования наводят на мысль, что не человек возник от предков, передвигавшихся на четырех ногах, а скорее наоборот - передвигавшиеся на четырех ногах возникли из передвигавшихся частично на двух ногах» (там же, с. 241).

Согласно этим данным, эти предки человека - гоминиды - могли ходить на двух ногах (бипедализм), прежде чем они превратились или в передвигавшихся на четырех конечностях или использующих их в качестве рук (лазание по деревьям).

В заключение нашей дискуссии об этом очень запутанном предмете отметим лишь, что не существует ни малейших свидетельств истинности эволюции человека. Все трагические последствия такого ложного положения в человеческом обществе, суммированные в главе 2, были целиком основаны на гуманистических домыслах странной расплывчатой науки, называемой палеоантропологией («изучение древнего человека и его обезьяноподобных предков»). Христианам следует давать резкий отпор всем этим эволюционным домыслам. Человек всегда был человеком с того самого дня, когда он был непосредственно сотворен Богом.

Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя.Человек, как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирования человека. Чтобы выжить, наши предки должны были вырабатывать совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые способы добывания пищи. Им пришлось вести жесткую борьбу с млекопитающими за свое существование и за свою территорию, человек создал огонь. Прошли многие десятки, тысячи лет, пока человек овладел простейшими орудиями труда из камня, научился сооружать коллективными усилиями каменные убежища, добыл огонь. Но мозг его был вдвое меньше мозга современного человека. Ранние формы труда предшествовали становлению сознания. Оно развивается по мере совершенствования трудовой деятельности и становился подлинно человеческим лишь у Homo sapiens. Первобытный человек осознавал себя, прежде всего, как частицу целого, в составе которого он живет, стада, рода, племени. Сознание его певоначально имело стадный характер и лишь постепенно становилось индивидуальным сознанием. Развитие трудовой деят-сти требовало роста памяти, совершенствования мышления, воображения. В связи с этим происходила эволюция головного мозга и др. органов организма (форма черепа, строение руки, появление прямохождения). Для коллективной трудовой деят-сти необходимо общение ее участников. Это ведет к формированию речи. Язык возник «из процесса труда» вместе с речью. Вначале это были звуковые сигналы, которые обозначали действия и связанные с ним предметы. Усложнение звуковых комбинаций на протяжении многих поколений привело к развитию речи и языка. Т.о

гл. фактором, который обеспечил решение з-ч выживания первобытных людей - был труд. Трудовая деят-сть позволила вывести совершить переход от животного состояния к совершенно новому образу жизни (неандертальцы – кроманьонцы - Homo sapiens) . Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, а затем и вместе с ним членораздельная речь. Формирование сознания – длительный процесс, который занял жизни не одного поколения людей. Т.о.сознание человека складывается лишь в результате взаимодействия человека с др. людьми, в результате овладения опытом др. людей, формам деятельности и речи, которые закреплены в орудиях труда и в создаваемых человеком предметах, в языке.

27. Природное и социальное в человеке. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке 2-х начал: животного (биологического) и политического (социального). В противоположность этим представлениям марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия ; из признания единства человека и природы основываясь на материалистическом понимании человека, как природного существа. Уникальность положения человека в мире обусловлен а: сочетанием биологической и социальной сущности человека; предметно-практической деят-сти человека как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой. Человек – особое существо, явление природы, обладающее с одной стороны биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с др. – духовным: способностью к абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животного), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) орг-ции. Человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации, в силу воспитания, з-нов, моральных норм, социальное начало человека контролирует биологическое (природное). Решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевые условия нормального развития человека, развитие в нем различных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных, В таких случаях из 2-х начал (социального и биологического), в человеке оставалось только одно – биологическое . Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к речи и даже после возвращения в общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, Т.е. то, что человек, в котором не заложены социальные навыки воспитания человеческого общества, обладающий только биологическими началом, перестает быть полноценным человеком. Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деят-сти, а также труду. Труд становится гл. условием бытия человека. Способность производить орудия труда является отличием человека от животного. Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе, а материальное пр-ство, в процессе которого, человек, воздействуя на природу, творит мир культуры, создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей и всего общества. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих сейчас человеческих индивидуумов является уникальным, единственным. Индивидуальность усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению. Человек, т.о. включен сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы .



28. Проблема смысла жизни человека в философии. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни.Осознание смысла жизни как гл. ценности носит исторический характер. Каждая эпоха оказывала влияние на определение понятия смысла жизни. Древнекитайское представление о смысле жизни - человек обязан поступать в согласии с моральным з-ном (дао) и совершать моральные качества для достижение уровня идеального ч-ка. Для этого, нужно следовать ряду принципов: человечность, гуманность, любовь к людям. Сократ считал, что человек нуждается в познании самого себя и своих дел, осознании того, что есть добро и зло, истины и заблуждения. Для него смысл жизни -в философствовании, в самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. С точки зрения религии: смысл жизни был задан Богом уже в момент создания человека. А потому человек не переделывает мир и не творит его сам. Смысл чел-ской жизни – в сохранении и очищении своей бессмертной души. Высший смысл жизни выносится за ее рамки: жизнь оказывается лишь средством для достижения потусторонней для нее цели, временным этапом на пути к загробному миру. С точки зрения материализма смысл жизни человека не есть нечто, что существует объективно вне сознания. Каждый должен самостоятельно искать для себя смысл свой жизни. «Смысл нельзя дать, его нужно найти». Смысл жизни индивидуален и у каждого индивида он свой. Смысл жизни не дается человеку помимо его воли, создается человеком благодаря его собственным усилиям. Т.о. существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых современные исследователи выделяют следующие: 1. Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни . Философия рассматривает нравственный смысл жизни человека в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. В.Соловьев: «Смысл жизни в обретении добра». 2. Смысл жизни выносится за пределы самой жизни. Данный подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, смысл существования человека на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Будучи существом общественным человек не может жить в одиночку. Его жизнь зависит о жизни др., это общая жизнь. И каждый человек несет ответственность за сохранение и улучшение этой общей жизни. Каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения высшего смысла жизни.Н.Лесков (писатель) – смысл жизни считал в служении обществу. 3. Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь. Жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Можно услышать: «Смысл жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье». Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Можно потратить деньги на чревоугодие или на благотворительность, а следствием того и др. является удовольствие. 4. Не существует смысла жизни . Отрицание смысла жизни - еще в древности афоризм царя Соломона: «Все суета» - подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден и существование человека абсурдно и бессмысленно. Но, все таки, попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли. Д.Дидро – смысл жизни в обогащении человечества знаниями. Ф. Ницше - смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно. Л.Н.Толсой – смысл жизни в любви, в стремлении к согласию и единству людей.

29. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. В философии существует 3 основных подхода к объяснению природы человеческого сознания: 1.Сознание всякого отдельного человека является порождением некого универсального «сознания вообще «– планетного, космического, божественного.

Откуда возникло сознание идеализм (Декарт ) отвечает «сознание вообще» - это субстанция которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя». 2. Сознание - неотъемлемый атрибут материи. Оно присуще всей материи в целом и любому отдельному материальному объекту, т.е все тела природы обладают сознанием, Такая точка зрения характерна для гилогизма (Фалес, Дидро ), панпсихизм (Юнг ). 3. Человеческое сознание возникает в процессе развития материи. Оно представляет собой продукт биологического и социального развития человечества в целом и каждой отдельной личности. Этот подход соответствует духу рационализм а (Декарт, Кант, Гегель). Материализма (Маркс) - сознание является высшим результатом развития материи, оно выступает как самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание существовало не всегда, о но возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Потенциальным «зародышем » сознания является свойство отражения (реакция объекта на внешнее воздействие, несущее информацию об этом воздействии), которое в процессе развития материальных систем усложнялось. Появилась более совершенная форма отражения – раздражимость. Далее с формированием нервной системы и мозга появляется более совершенная форма отражения – психика , а затем и человеческое сознание. Формирование сознания – длительный процесс, который занял жизни не одного поколения людей. Т.о. сознание человека складывается лишь в результате взаимодействия человека с др. людьми, в результате трудовой деятельности и овладением опытом др. людей. Сущность сознания можно понять лишь только в связи с материей: 1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга 2. Сознание - высшая форма отражения объективной действительности: имеет своим содержанием реальный мир, отражаемый в психических процессах 3. Сознание - продукт деят-сти человеческого мозга. 4. Сознание

Формируется у каждого отд. индивида под воздействием окружающей его действительности. 5. Сознание – есть социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры. 6. Сознание находит объективное выражение в речи, в актах поведения, в процессах и продуктах деят-сти человека. Сознание не только отражает материю, но и оказывает на не влияние. Сознание активно. Сознание человека не только отражает объективный мир, но творит его. Основные формы сознания : восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт. Предмет сознания - окружающий мир, его предметы, явления, духовный мир.

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией . Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

Антропогенез – процесс исторического развития человека. Это отрасль науки о человеке - антропологии, изучающая эволюцию человека.

С древних времен человека интересовал вопрос о его происхождении.

1. Библия отвечает на этот вопрос так: «И сказал бог: «Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему». Основной материал, из которого был вылеплен человек была глина. Из белой глины – белый человек, из красной – красный и коричневый.

2. В древности многие народы верили, что их прародителем были животные, например американские индейцы из племени герокозов считали им болотную черепаху, индейцы Калифорнии – кайотов (степных волков), некоторые племена Восточной Африки – гиену.

3. В античные времена возникла мысль о сходстве человека и обезьяны. Ганнон – мореплаватель из Карфагена считал, что гориллы западноафриканского побережья – люди, покрытые шерстью.

4. Первый, кто объединил в один отряд приматов, человека и обезьяну, отметив у них много общих признаков, был К. Линней (XVIII в.). К. Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве.

5. Ж.- Б. Ламарк (XIX в.) сделал предположение о родстве человека и орангутанга. Он считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Он писал, что «когда-то наиболее развитое «четверорукое» перестало лазить по деревьям и приобрело привычку ходить на двух ногах, спустя несколько поколений новая привычка укрепилась, существа стали двурукими. Вследствие этого изменилась и функция челюстей. Они стали служить для пережевывания пищи. Произошли изменения в строении лица, из-за роста потребностей новая порода совершенствовала свои способности, а когда общество стало многочисленным, возникли речь и сознание. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие научной мысли Ч. Дарвина .

6. Еще в начале своей деятельности, в 1837 – 1838 годах, Дарвин отмечал в своей записной книжке: «если дать простор нашим предположениям, то животные – наши братья по болезни, смерти, страданию, голоду, и наши рабы в самой тяжелой работе, товарищи в наших удовольствиях; все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка – нас всех можно слить вместе». Дарвин посвятил вопросу о происхождении человека две работы «Происхождение человека и половой отбор», и «О выражении эмоций у человека и животных». Ч. Дарвин собрал и обобщил огромный материал, накопленный до него наукой, и пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа возник в результате чрезмерно длительного и постепенного развития. Как и во всей живой природе, в этом процессе можно наблюдать изменчивость, наследственность, борьбу за существование, естественный отбор и приспособленность к условиям окружающей среды . Ч. Дарвин считал, что происхождение человека от более низших форм доказывается 1) сходством в строении тела и его функциях у человека и животных; 2) сходством некоторых признаков зародыша человека и его развития с животными; 3) наличие рудиментарных органов у человека, волосяной покров, копчик, грудные железы у мужчин, соединительная перепонка во внутреннем углу глаза).

Ч. Дарвин отмечал, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Ч. Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора. Сравнивая умственные способности человека и животных, Ч. Дарвин собрал большое количество фактов, доказывающих, что человека и животных сближают не только некоторые инстинкты, но и зачатки чувствований, любопытство, внимание, память, воображение, подражание. Он высказал предположение, что нашими предками были обезьяны, которые однако не были сходны ни с одной из ныне живущих обезьян. Прародиной человечества Ч. Дарвин считал Африку. Его поддержал Э. Геккель. Он воссоздал родословную млекопитающих. В ней есть генеалогическая линия, идущая от полуобезьян к обезьянам и далее к человеку. Геккель заявил о существовании в родословной человека – обезьяночеловека – питекантропа. Однако:

Ч. Дарвин превысил роль биологических факторов в процессе эволюции человека и недооценил влияние социального фактора на его развитие.

В теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного.

Не смог осветить влияние общественного производства на естественный отбор человека. Он не затронул роли труда в процессе антропогенеза.

Не смог показать, что на смену биологическим законам с возникновением человека пришли социальные закономерности.

7. Ф. Энгельс отчетливо сформулировал положение о том, что человека из животного мира выделило производство, именно труд коренным образом изменил природу человекоподобных, создал человека разумного. Роль естественного отбора в ходе формирования человека постепенно уменьшилась, главную роль стал играть фактор социальный. Подробно эти вопросы Энгельс рассмотрел в работе: «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней Энгельс убедительно раскрыл картину формирования человека под влиянием труда и наметил определенную последовательность в развитии существенных органов нашего тела:

1). Начальным этапом процесса выделения человека из животного мира Энгельс считает усвоение какой-то необычно развитой породой человекообразных обезьян прямой походки (прямохождение). Этим сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

2). При прямой походке освободилась рука и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. С данного времени началась ее бурная эволюция по пути все большего приспособления к трудовым операциям.

3). Приобретенные человеком навыки и свойства передавались по наследству и закреплялись в последующих поколениях. Таким образом, рука не только орган, но и продукт труда. При этом имеются в виду больше функциональные, чем анатомические изменения органа.

4). Под влиянием развития рук и их деятельности произошли изменения в организме человека. Недоразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, органы рта научились производить членораздельный звук, что привело к появлению звука и развитию речи.

5). Под влиянием труда и языка совершенствуется мозг.

6). Труд расширил кругозор людей, сплачивал их в более тесные коллективы, стало рождаться человеческое общество, резко отличающееся от стада обезьян, в первую очередь трудом и общением.

7). Огромное значение в эволюции человека имели использование огня, приручение животных, постоянное потребление мяса. Употребление этого более питательного продукта по сравнению с растительной пищей способствовало необычному сокращению процессов пищеварения, что позволило увеличить расход энергии на другие жизненно важные функции. Мозг получил больше необходимых для своего развития питательных веществ.

8). Важным следствием трудовой деятельности явилось расширение области проживания человека. Он приспособился жить в разных природных и климатических условиях.

9). С течением времени человек научился изменять природу в своих интересах. Находки ископаемых форм людей, орудий труда и предметов быта подтверждают и допускают выводы Ф. Энгельса.

Схема эволюции человека

Согласно палеонтологическим данным, от примитивной группы древних насекомоядных млекопитающих около 35 млн. лет назад обособилась группа животных, давшая впоследствии приматов.Приматы относятся к наиболее высоко организованным млекопитающим и обладают рядом антропоидных черт: значительно развит головной мозг, глазницы направлены вверх, конечности хватательного типа, на всех пальцах развиты ногти, одна пара сосков и др. От приматов в палеогене кайнозойской эры отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян – парапитеков – небольшие животные, ведущие древесный образ жизни, питающиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. 17-18 млн. лет тому назад парапитеки дали начало гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви (8 млн. лет назад) древесных обезьян – дриопитекам. У последних за более чем 10 млн. лет обитания в тропических лесах сформировались передние конечности, приспособленные к лазанию по деревьям и добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитием двигательных отделов, бинокулярное зрение и др.

В связи с похолоданием климата и вытеснением тропических и субтропических лесов к югу в конце палеогена сформировались обширные открытые пространства с растительностью саванного типа. Популяции дриопитеков расселились по разным местообитаниям: предковые формы современных человекообразных обезьян – в дождевые тропические леса, где они передвигались, главным образом, цепляясь руками за ветки и раскачиваясь. От них образовались два вида: горилла и шимпанзе. Другие были вынуждены приспосабливаться к жизни на открытых пространствах, они были вынуждены встать на нижние конечности, видимо, чтобы лучше обозревать местность. Прямохождение закрепилось под давлением естественного отбора и сыграло огромную роль в эволюции антропоидов, так как оно освободило передние конечности, что позволило им использовать их для добывания пищи, ухода за детенышами и выполнения различных других функций хватательного типа. Освободившиеся от функции передвижения верхние конечности, наряду с развитым головным мозгом, органами чувств и стадным образом жизни явились необходимыми адаптациями к развитию в последующем трудовой деятельности. Таким образом, в палеогене линия людей (семейство гоминиды – прямоходящие приматы) отделилась от линии, ведущей к современным человекообразным обезьянам (рис. 59).

Рис. 59. Генеалогическое древо человека.

1 - плезиадацис, 2 - дриопитек африканский, 3 - рамапитек, 4 - австралопитек,

5 - австралопитек войсен, 6-7 - Homo erectus, 8 - неандерталец, 9 - Homo sapiens,

10 - современный человек.

Приматы

Первые представители отряда приматов появились на Земле более 70 млн лет назад. Среди ныне живущих приматов насчитывается примерно 210 видов. Они разделяются на два подотряда - подотряд полуобезьян, низших приматов и подотряд высших приматов. К низшим приматам относятся в основном мелкие животные (самые крупные из них достигают размеров собаки): тупайя, банканский долгопят, лепилемур и др. (длина около 10 см, масса 40 - 60 г). Подотряд высших приматов наряду с человеком включает всех обезьян, разделяющихся на широконосых обезьян (все они - низшие обезьяны: игрунки, тамарины, капуцины, ревуны и др.) и узконосых обезьян (мартышкообразные низшие обезьяны, высшие обезьяны и человек). Высшие, человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе и др.) и человек образуют особое надсемейство. В отличие от всех других млекопитающих зрение у приматов объемное, стереоскопическое, цветовое (различают 2 - 3 цвета).

В процессе эволюции приматов уменьшилась острота восприятия высокочастотных звуков и обоняния. Высокое качество зрения при развитой передней конечности (у высших приматов ее можно называть рукой), недоступная другим животным взаимосвязь глаз - рука создали приматам исключительные возможности для сложных форм поведения. Большинство приматов живут стадами (но не все, гиббоны, например, живут парами). Стадный образ жизни помогает защищаться от врагов, способствует взаимному обмену навыками, воспитанию молодняка. Ценным является очень развитая у приматов способность к подражанию, наблюдается (особенно в группах низших обезьян, например, мартышек) взаимопомощь и сотрудничество. В пределах общего стада формируются группы на основе родственных и приятельских связей. Кроме обезьян, такое не свойственно другим видам животных. Существуют стада обезьян и с одним взрослым самцом, и с несколькими. Встречается господство в группах и самок.

Гамадрилы (разновидность павианов, относящихся к низшим обезьянам) используют почти 20 различных звуковых сигналов, подсчитано, что они пользуются семью типами взглядов и десятью жестами. Летом 1977 г. в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР сотрудники стали свидетелями того, как огромный самец-павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему тампоном кровь после укола, взял вату и сам сделал это.

Для всех человекообразных обезьян вместе с человеком характерны округлая голова с выступающим лицевым отделом, крупный высокоразвитый мозг, богатая мимика, длинные и развитые передние конечности (руки) с ногтями, сходное число позвонков (29 - 36) и ребер (12 - 24), хождение на двух ногах. Несколько отличается гиббон, у которого и мозг поменьше (объем всего 100 - 150 см 3), и механизм передвижения более древний. У всех антропоидов отсутствуют хвост и защечные мешки, у многих нет седалищных мозолей. Самые крупные антропоиды - гориллы (рост до 2 м, масса до 300 кг, мозг 400-600 см 3). Шимпанзе (рост до 150 см, масса до 80 кг, обычно же 45 - 60 кг) представляют собой наиболее близкий человеку род. Они питаются растениями, но замечены и в хищничестве и даже каннибализме. Заметим, что и в становлении человека охота и потребление мяса сыграли огромную роль.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КСЕ
Современная наука о происхождении и эволюции человека

Введение
Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов.
Долгое время научные знания были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал гипотезу, а в 1871 году в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» убедительно доказал, что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом божественного творения, как учит церковь. «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин.
Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). К 80-м годам нашего столетия многочисленные ископаемые находки и использование самых разнообразных методов исследования позволили значительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек.
Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразных обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их поведенческих реакций.
Актуальность темы обусловлена тем, что она вызывает большой интерес на любом этапе развития человечества. Вопрос о происхождении человека остается открытым по сей день.

Трудовая теория антропогенеза
Ф.Энгельс - о роли труда в превращении древних обезьян в человека: «Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей. Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой».
Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству» 1 .
Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию» 2 .
Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора в становлении человека.Труд, по его словам, - «… первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека.
На протяжении многих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологической летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности.
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.
Предпосылки антропогенеза
Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились 3 .
Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда – рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука не только орган труда, но и его продукт. Первыми орудиями труда были орудия охоты и рыболовства. Наряду с растительной, стала шире использоваться более калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник.
Наряду с прямохождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека.
Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь – те факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека. А это, в свою очередь, привело к усложнению трудовой деятельности. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.
Переход к прямохождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты – те предпосылки очеловечивания, на основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление.
Предшественники человека
В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов). Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 куб. см) они не превосходили современных человекообразных обезьян 4 .
Раскопки последних 30 лет в Восточной Африке (Д. Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше 5 млн. лет назад, а следовательно, для эволюции предков человека путем отбора было достаточно времени. Более поздние из австралопитеков явились, видимо, непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый» Homo habilis. По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
Этапы становления человека
В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

    Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
    Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).
    Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование.
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – « обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ).
Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.
Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует хорошо развитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
Движущие силы антропогенеза
В эволюции человека – антропогенезе – важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения).
Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора.
Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.).
Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда 5 .
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
Человеческие расы
На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд, общественный образ жизни и характер труда. В настоящее время на Земле обитает один вид человека. На принадлежность всех людей к одному виду указывают единство строения их черепа, мозга, стопы, наличие одних и тех же групп крови, легкая скрещиваемость и плодовитость потомства.
Человечество делят на три большие расы: австрало-негроидную (экваториальную), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую).
Различия между расами заключаются в морфологических особенностях: в цвете кожи, волос, глаз, форме носа, губ и т. п. Такие различия появились когда-то у людей в популяциях, живших в разнообразных природных условиях. Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма против ярких лучей солнца; в курчавых волосах создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос согревает вдыхаемый воздух. Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны.
Наука о расах - расоведение - изучает происхождение рас, родственные отношения между ними, характерные признаки и условия среды, к которой исторически приурочена та или иная раса. Некоторые ученые проповедуют реакционное учение - расизм. Сущность его состоит в утверждении, что человеческие расы якобы неравноценны: одни - высшие, другие низшие.
К расистским теориям примыкает социальный дарвинизм, антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому как они действуют во всей живой природе.
Социал-дарвинисты считают, что современное общество предоставляет все возможности для естественного отбора биологически более ценных людей.
У всех людей генетические тексты очень похожи. Два любых человека, кроме однояйцевых близнецов, различаются всего лишь одной буквой-нуклеотидом из 300. А вот от наших ближайших родственников в мире животных – человекообразных обезьян – мы отличаемся уже одним нуклеотидом из 30. Чем дальше родство, тем больше различий в генетических текстах. Исследование сходства ДНК позволяет выяснить родственные отношения между людьми – от установления отцовства, часто применяемого в криминологической экспертизе, до установления происхождения целых этнических групп 6 .
При этом иногда генетики делают, казалось бы, удивительные открытия, которые оказываются уже давно известными людям из сказаний и легенд. Например, древнее предание гласит, что все монголы произошли от трех матерей. Изучение ДНК, наследующейся только по материнской линии, показало, что большая часть населения Монголии по генетическим характеристикам очень четко разделяется на три группы.
Генетическое исследование людей европейской расы показало, что люди с белым цветом кожи произошли от группы числом около 20 человек, при этом число мужчин в два раза превышало число женщин.
В октябре 1997 г. в Колд Спринг Харбор (США) прошла конференция по эволюции человека. Постоянные упоминания теории африканского происхождения человека и исследований африканских и неафриканских популяций вызвали тревожное замечание одной из участниц об этичности такого деления человечества, связанное со щепетильностью общественного мнения в США относительно расовых вопросов.
На это остроумно отреагировал швейцарский генетик д-р Андре Лангани: вместо запланированного доклада по геногеографии он прочел лекцию о том, что, судя по генетическим данным, все мы являемся африканцами, просто есть азиатские африканцы, европейские африканцы и африканские африканцы.
Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.
Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.
Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов 7 .
Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.
Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.
Формирование человек разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.
Интересна, по своей необычности, концепция Поршнева, альтернативная дарвинизму. Поршнев определяющим в эволюции фактором считает изменение способа питания древних. Их постепенный переход от питания “с чужого стола” объедками и падалью к преодолению внутреннего запрета “не убий!” и канибализму. Поршнев выделяет три ветви: хищников, манипуляторов и жертв. Их развитие он экстраполирует на представителей современного, неоднородного человеческого общества. Потомками хищников он считает сильных мира сего – богатейший класс, потомками манипуляторов – политиков, чиновничий класс, а жертвы – понятное дело бедные люди. Слабость его теории, на мой взгляд, в том, что он считает судьбу каждого человека предопределенной, его учение отрицает свободу выбора, его теория не может объяснить переходы людей между этими тремя классами, которые имеют место в реальной жизни.
Биологическая эволюция человека сегодня
Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли социально-экономических факторов – общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей.
Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий.
Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.
Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п.
Жизнеспособность человеческого общества в целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов.
В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения.
Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества 8 .
И так мы видели естественное происхождение человека. Видели что ранее, много тысяч лет назад, человек был частью природы равной прочим. Но в процессе эволюции шаг за шагом человек отделился от нее. Начав с выхода из леса и палки в руках человек дошел уже до атомных бомб, но до сих пор не остановился. Сейчас человек способен переработать и использовать в своих целях фактически все что угодно. Человек мнит себя великим, царем природы, указывая при этом на творения своих рук.. Человек создавал все более совершенные орудия сначала труда, потом охоты, а потом убийства других и себе подобных.
Впервые мы поняли , что человечество способно разрушить само себя , анализируя последствия возможного ядерного конфликта . Исчезла угроза , и все вздохнули с облегчением . Между тем , энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии , вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год . Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества , нарушаются огромные участки девственной поверхности суши , исчезают виды растений и животных , нарастает радиоактивный фон .
А теперь человек одумался и решил хотя бы сохранить то что осталось. Охранять что бы то ни было от самого себя, Говорят что основной принцип природы - рациональность и правильность. Это действительно так. И именно это то самое единственное чего так не хватает Homo sapiens, животному по имени Человек. Очень сложно говорить о каких-либо перспективах если человек не приобретет эту необходимую деталь. Пока еще не слишком поздно.
Самосознание и разум превратили человека в некую аномалию. Человек - единственное существо, которое может скучать, быть недовольным, или чувствовать себя изгнанным. Человек - единственное создание для которого собственное существование может составлять проблему, которую нужно решить и которой невозможно избежать. Тот факт что предстоит смерть для человека неотменим, это между прочим, показывает что примитивный, но весьма необходимый инстинкт самосохранения сменился осознанием и несколько притупился. Именно в связи с этим среди людей не редко встречается суицид (среди животных это явление встречается крайне редко)
Неуспокоенность является тем условием, которое пробуждает человека раскрывать свои силы. Одна из самых поразительных особенностей человека является демонстрируемая им огромная глубина страстей и влечений. Которые в прочем, являются как бы «эволюционировавшей формой» инстинктов.
Даже при полном удовлетворении голода, жажды, сексуальных влечений человек может остаться неудовлетворенным. В противоположность животным у человека этим проблемы не решаются.
Человеку свойственны религиозные потребности, которые невозможно объяснить. И ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении весьма различны по содержанию и форме(от тотемизма до буддизма и прочих религиозно-философских общин). Не всегда предметом поклонения является религия, не редко это бывает предмет изначально не предназначенный для этого (деньги, власть, картины, фильмы) По своей сути все люди- «идеалисты» и стремятся к чему-нибудь кроме физического удовлетворения.