Задания типа C. Обществознание. Раздел "Человек". Задания типа C Теперь уже стало бесспорной истиной

Задание 1. ., МОУ"Суслонгерская СОШ"

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

<...> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

(Ю. Б. Гиппенрейтер)

С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

СЗ. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

Задание 2. Майшанова И.Г. МОУ "Чкаринская основная общеобразовательная школа".

Прочитайте текст и выполните задания.

Потребность - это нужда человека в чем - то. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Нужды человека включают в себя, во - первых, материальные, во - вторых _ социальные, в - третьих, духовные потребности. У многих людей есть важнейшая потребность здорового человека - потребность в труде. Труд создал человека, труд для большинства - главная форма деятельности. Кто больше и лучше работает, тот и должен иметь большие возможности для удовлетворения своих потребностей. Потребности человека должны быть разумными. Возможности удовлетворения человеческих потребностей ограничены имеющимися природными ресурсами. Потребности не должны противоречить нравственным нормам общества, их удовлетворение не должно причинять неудобство другим людям. Разумны те потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинию человеческих качеств. У человекамогут возникнуть и ложные потребности, удовлетворение которых наносят вред ему сомому и окружающим людям. Потребности тесно связаны с ценностными ориентирами, т.е. с тем, что человек считает для себя особенно значимым, предпочтительным. Они являются регулятором поведения человека.

С1. Что называется потребностью?

С2. В чем состоит значение потребности в труде?

С3. Что такое ложные потребности?

С4. Какую роль играют ценностные ориентации человека?

Задание 3. МОУ "Ронгинская средняя общеобразовательная школа".

Сознание.

Первый вопрос, на котором я остановлюсь, - это вопрос о значении категории деятельности для понимания психики, сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: "раздражитель - субъективное переживание".

В бихевиоризме, т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в схеме "стимул - реакция". Ограниченность подхода, о котором идёт речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой - пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, от его деятельности.

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчёркивается, например, что эффекты внешних воздействий от их преломления субъектом.

Если подразумевается изменение внутренних сосотояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягчённом грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся - нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов. Это процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всём богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность.

Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность перед психологией выступает, как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.(А.Н.Леонтьев)

С1. О каких двух подходах к пониманию психики, сознания человека пишет автор? Опираясь на текст, приведите по одному предложению, отражающему сущность каждого из них.

С3. Какой подход к пониманию психики, сознания человека разделяет автор?

Задания с развернутым ответом в системе

контрольных измерительных материалов

для единого государственного экзамена

по обществознанию.

Обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования .

Этот материал посвящен одному из типов заданий, включенных в экзаменационную работу по обществознанию Единого государственного экзамена, - заданиям открытого типа с разверну­тыми свободно конструируемыми ответами.

Задания открытого типа с развернутыми свободно конструируемыми ответами составляют третью часть экзаменационной работы - часть С. Они помогают выявить выпускников и абиту­риентов, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Эти задания, как по форме, так и по содержанию, наиболее близки к традиционным вопросам, используемым многие годы для устных и письменных проверок по предмету и включенных в дейст­вующие учебники и учебные пособия . Однако, в отличие от традиционных вопросов, данные задания включают стандартизированные схемы оценивания, в большом количестве представленные в этой информации. Знакомство, как с заданиями, так и со схемами оценивания позволит и педагогам, и самим учащимся использовать их для тренировочных упражнений при подготовке к экзамену и самостоятельно производить проверку и оценку (самооценку) выполненных работ подобно тому, как проверяются и оцениваются ответы на задания с развернутыми ответами в ходе экзамена.

Удельный вес заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе очень высок. Полное и правильное их выполнение обеспечивает экзаменуемому почти половину баллов от числа тех, получение которых возможно за всю работу (На экзамене 2010 - года 25 из 59).

Данные задания позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения анализировать и интерпретировать различные источники социальной информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения относительно раз­нообразных объектов социальной действительности, определять оптимальные способы поведения в типичных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимых социальных проблем, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.

Умения этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью заданий различных моделей и разновидностей. Каждая из таких моделей основана на определенном виде деятельности , владение которым требуется продемонстрировать экзаменуемому. Приведем перечень этих видов деятельности:

применять обществоведческие понятия в заданном контексте;

перечислять признаки определенного социального явления, процесса, института;

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества;

осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.

В своей совокупности задания с развернутым ответом по­зволяют выявить степень готовности выпускников к самостоятельной учебной деятельности , к самостоятельному поиску и получению знаний.

В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разно­ видности занимает определенное отведенное ей место. Так, позиции С1-С4 представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию. Задания позиции С5 - это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо социального явления, объектов одного класса. Задания позиции С6 - это задания, требующие приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического поло­жения (понятия) на конкретном примере. Задания позиции С7 - это задания-задачи, содержащие условие (в виде ситуации, высказывания, статистической информации, предъявляемой в описательной или графической форме) и вопросы (предписания) к нему. Задания позиции С8 - это задания, требующие составления сложного плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса. Задания С9.1 - С9.6 в целом представляет собой альтернативное задание, требующее от экзаменуемых написания сочинения-размышления (эссе). Задание сформулировано в форме высказываний (афоризмов , крылатых фраз), касающихся социальных явлений и процессов, нередко в проблемном ключе, и в этом случае его выполнение требует разрешения некого познавательного противоречия. Задание проверяет целый комплекс умений, лежащих в основе обществоведческой подготовки. По своему характеру это задание уникально, и эта уникальность определяется не самим требованием написать определенную творческую работу - сочинение входит в контрольные измерительные материалы, скажем, по литературе, по русскому языку . Уникальность определяется возможностью выбора. Задание-эссе по обществознанию ставит выпускника в достаточно комфортные для него условия. Он имеет право по своему усмотрению выбрать ту область обществоведческого знания, где может проверяемые умения проявить на материале, наиболее близком ему, наиболее интересном для него, наиболее ему знакомом и освоенном. Возможность реализовать выбор побуждает выпускника определить свои предпочтения в области социально-гуманитарных дисциплин, раскрыться, показать творческие возможности.

Содержание заданий с развернутыми ответами (как и заданий других частей экзаменационной работы) определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования, профильный и базовый уровень (Приказ Минобразования России № 000 от 01.01.2001 г.). В этой связи задания с развернутыми ответами отражают содержание учебных программ и учебников обществознания для 10 и 11 классов , рекомендованных или допущенных к использованию в школе (см. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях). Отдельные требования (в частности, требование проиллюстрировать с помощью примеров определенные социальные явления и процессы, или аргументировать определенные теоретические положения с опорой на выявление и обобщение типичных социальных фактов) предполагают также учет содержания учебных пособий, входящих в УМК к учебникам, включенным в Федеральный перечень.

Выполнение тестовых заданий с развернутыми ответами оценивается в соответствии со схемами, предлагаемыми к каждому конкретному заданию. Это принципиально отличает тестовые задания со свободно конструируемым развернутым ответом, используемые на ЕГЭ, от любого иного письменного задания, выполнение которого традиционно оценивается преподавателем. Традиционные письменные ответы оцениваются без опоры на апробированные и доказавшие свою состоятельность стандартизированные схемы и шкалы.

Согласно используемым схемам оценивания, все задания с развернутым ответом можно разделить на две группы.

Первую группу составляют задания с оригинальными критериями и схемами оценивания. Их в контрольных измерительных материалах по обществознанию подавляющее большинство. В структуре экзаменационной работы это задания С1-С4, С6-С7 и одна из моделей задания С5.

Вторую группу составляют задания, которые имеют универсальные, обобщенные схемы оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания. Их значительно меньше. Это задания С8, альтернативные задания С9 и одна из моделей задания С5.

Среди заданий первой группы различают 1) задания с однозначно определяемыми элементами правильного ответа, - их в КИМ по обществознанию незначительное количество; и 2) задания, пред­полагающие широкий спектр вариантов правильного ответа, - эти задания в основном и представлены в КИМ по предмету

Наличие в КИМ большого числа заданий с широким спектром правильных ответов определяется рядом обстоятельств, в том числе:

Спецификой социально-гуманитарного знания, объективно предполагающего многообразие взглядов на социальные процессы и явления;

Наличием ряда альтернативных усвоенных испытуемыми при изучении школьного курса обществоведческих программ и учебных пособий (подходы авторов которых к рассмотрению ряда вопросов развития общества существенно различаются);

Неповторимым индивидуальным стилем изложения и интерпретации обществоведческого материала отдельным выпускником.

Схема оценивания заданий первой подгруппы заданий с однозначно определяемыми элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов.

Схема оценивания заданий второй подгруппы, предполагающей широкий спектр вариантов ответа, содержательно иная. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд правильных элементов ответа, предлагаются вероятные формулировки, указываются возможные подходы к выполнению задания, дается свое­образный «ключ» к формулированию ответа. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в эталоне формулировки, соответствующие правильному ответу.

При проверке и оценке ответов по заданиям первой подгруппы проверяющие ориентированы на поиск в работе экзаменуемого названных в эталоне элементов ответа. По заданиям второй подгруппы схема оценивания ориентирует на определение правильного «разворачивания» мысли, подхода отвечающего к выстраиванию ответа, но ни в коем случае не предполагает отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, прописанных в примерном ответе. В работе экзаменуемого могут встречаться иные, не указанные в примерном ответе верные позиции.

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового и высокого уровней сложности.

К заданиям базового уровня относятся первое и второе за­дания к фрагменту текста (задания С1 и С2). Все остальные задания с развернутым ответом задания высокого уровня сложности (задания СЗ, С4, С5, С6, С7, С8, С9).

Задания базового уровня сложности (С1 и С2), два из заданий высокого уровня сложности (С5 и С8) являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из этих заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе - 1 балл. Вес остальные задания высокого уровня, кроме альтернативных, - трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном выставляется в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа - 2 или 1 балл. Альтернативные задания являются пятибалльными. За полный правильный ответ, адекватный всем предъявляемым этим заданием требованиям, можно получить 5 баллов, при частичном соответствии требованиям - от 1 до 4 баллов.

В совокупности за полное и правильное выполнение всех восьми заданий с развернутым ответом можно получить 25 баллов. Напомним: согласно модели 2010 года общий максимально возможный балл за всю экзаменационную работу по обществознанию - 59. Следовательно, возможный вклад части III (С) в общий результат - более 42%.

Еще раз подчеркнем: задания с развернутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной интеллектуальной деятельности, основанной на полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях.

В различных вариантах работы по обществознанию на той или иной позиции части III (С) представлено различное содержание обществоведческих знаний. Так, в одном варианте, к примеру, задание С5 экономического содержания, в другом - политического, в третьем - правового и т. д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по заданиям С1-С4, С6, С7, С8. Альтернативное задание С9 охватывает все содержательные линии, однако экзаменуемый выбирает для ответа одну из них. Незыблемым по каждой позиции остается проверяемое умение. В различных вариантах работы оно проверяется на разном содержании.

Безусловно, владение содержанием влияет на результат выполнения того или иного отдельного задания, однако объектом проверки в первую очередь является именно овладение тем или иным умением. Это дает основание для систематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических мате­риалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями выпускниками школ, участвующими в едином государственном экзамене по обществознанию.

В целом задания части III (С) являются достаточно эффективным инструментом оценки качества знаний. Разработанные критерии позволяют оценить ответы экзаменуемых и сориентировать их при подготовке к экзамену на общие и конкретные требования, предъявляемые заданиями с развернутым ответом в це­лом и их отдельными разновидностями.

Результаты анализа статистических данных и экспертных оценок выполнения заданий с развернутым ответом показывают, что в среднем около 30% участников экзамена не только приступают к выполнению заданий с развернутым ответом, но и выполняют как минимум одно задание из восьми предложенных. Зна­чительная часть испытуемых приступают и к выполнению задания-эссе (С9), при этом предъявляя результативные ответы. Однако, экзаменационных работ, оцениваемых высшим баллом, сравнительно немного. Этот факт свидетельствует об определенном потенциале и возможностях улучшения общих результатов ЕГЭ по обществознанию. И в этой связи особое внимание уделяется заданиям с развернутыми ответами.

В данной работе предлагаются характеристики всех разновидностей заданий части III (С), описания их моделей, особенностей выполнения, конкретные схемы оценивания, примеры ответов выпускников на экзаменах разных лет, комментарии к заданиям и ответам, акцентирование наиболее часто встречающихся ошибок, рекомендации по подготовке к выполнению зада всех существующих в ЕГЭ групп.

В книге используются задания из демонстрационных вари антов и открытого сегмента Федерального банка экзаменацион­ных материалов единого государственного экзамена, а также ма­териалов для организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию, размещенных на сайте www. *****

Составные задания на анализ и интерпретацию источника (С1-С4)

Согласно требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, каждый выпускник должен уметь:

Осуществлять комплексный поиск социальной информации по определенной теме, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд),

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам,

Интерпретировать, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

Требования также предполагают, что выпускник должен быть способным использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, в том числе и для самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Названные требования нашли отражение в заданиях ЕГЭ по обществознанию и, в первую очередь, в заданиях к источникам (документам), включаемым в экзаменационную работу.

Эти источники представляют собой фрагменты текстов философского, научного, публицистического, нормативного, политического или личного характера и являются носителями соци альной информации, т. е. информации об обществе, о деятельности людей в различных сферах его жизни.

Фрагмент источника (оригинального текста) и четыре задания по его анализу и интерпретации «открывают» третью часть работы (часть С), в которой представлены задания с открытыми, развернутыми, свободно конструируемыми ответами. Источник и задания к нему в экзаменационной работе представлены на пози­циях С1-С4.

Приступая к характеристике этого содержательного фрагмента экзаменационной работы, прежде всего, остановимся на том, что, собственно, являют собой составные задания и какими они могут быть.

Составное задание: общая характеристика

Составное задание представляет собой фрагмент источника социальной информации (документа) и четыре задания к нему, содержательно связанные с одним из разделов (одной из содержательных линий) школьного обществоведческого курса. В совокупности текст источника и разработанные на его основе задания образуют своего рода мини-тест,

И характер текстов, включаемых в КИМ ЕГЭ, и характер вопросов (заданий) к ним чрезвычайно разнообразен. Вместе с тем данное утверждение не означает, что любой текстовый материал, касающийся проблем человека и общества, может войти в ЕГЭ по обществознанию.

Все тексты, включаемые в экзаменационные материалы, соответствуют ряду требований. Во-первых, они тематически связаны с содержанием школьного обществоведческого курса и отражают, уточняют или расширяют отдельные его содержательные составляющие. Во-вторых, тексты, предъявляемые для анализа и интерпретации, поднимают определенную социально значимую проблему. Наконец, в-третьих, они содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения. Точка зрения автора текста должна стать объектом размышлений экзаменуемого. Кроме того, тексты должны быть доступны восприятию выпускника, не должны быть перегружены информативными элементами: терминами, именами, фактологическими и статистическими данными.

Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе.

Первое задание из четырех, входящих в мини-тест (задание С1), направлено на выявление осознанности восприятия и точно­сти воспроизведения содержащейся в тексте информации. Это задание, как правило, требует найти и представить в ответе ин­формацию, содержащуюся в тексте источника в явном виде.

Второе задание (С2) - это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию имеющейся в тексте информации без привлечения контекстных знаний (возможна классификация авторских положений, выявление предъявленных автором смыслов, сравнение предъявленных в текстах точек зрения и т. п.).

Третье задание (СЗ) чаще всего предполагает характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным обществоведческим материалом и интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Это задание требует привлечения в контексте ответа знаний о человеке и обществе, полученных при изучении школьного обществознания, а также дополнительного материала, каковым могут стать сведения из курсов других учебных предметов, а также многообразных средств массовой информации . Зачастую это задание требует иллюстрации отдельных положений текста, авторских суждений с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики.

Четвертое задание (С4), как правило, требует применения полученной из текста информации в определенной вопросом познавательной ситуации.

Чаще всего оно может быть направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, аргументацию выпускником отдельных положений источника и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте или сформулированных в вопросе к нему.

Каждое задание сопровождают специально разработанные критерии проверки и оценки ответа. Именно они делают возможной объективную оценку ответа проверяющими его экспертами, независимо от того, в каком месте сдавался экзамен, и где проверяются его результаты.

Вклад составного задания в экзаменационный результат

Первое и второе задания к тексту рассматриваются как задания базового уровня сложности и оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа от 0 до 2-х баллов каждое. Полный правильный ответ оценивается двумя баллами, частично правильный ответ - одним баллом. Третье и четвертое задания отнесены к заданиям высокого уровня сложности. Они оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа до 3-х баллов каждое. В значительной степени правильному ответу присваивается два балла, частично правильному - один балл.

Таким образом, при условии полного правильного выполнения первых двух заданий к тексту можно получить 4 балла (по 2 балла за каждое задание), за два последующих - 6 баллов (по 3 балла за задание). За выполнение мини-теста в целом - правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания - можно получить 10 баллов. Достаточно вспомнить, каков максимально возможный балл за выполнение части III (С) и неси работы в целом, чтобы убедиться в том, насколько значителен вклад в общий экзаменационный результат успешного выполнения заданий к тексту (10 баллов из 25).

Чтобы наглядно представить, как распределяются баллы за отдельные вопросы составного задания, и какие элементы ответа приносят ощущаемый в баллах результат, рассмотрим конкретный экзаменационный текст с заданиями к нему, а также ре комендации по выполнению и оцениванию ответов.

Пример текста 1.

«Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье . Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <...> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве». ()

1) стиль общения - «личностно центрированный»;

2) основное содержание стиля (например «в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься»).

Если назван стиль и указано его содержание, выставляется 2 балла, если назван только стиль или только указано его содержание, выставляется 1 балл. Если ответ неправильный - 0 баллов.

Очевидно, что все требуемые компоненты ответов по первым двум заданиям можно найти в тексте предъявленного документа. Но для того, чтобы это сделать, необходимо научиться воспринимать не отдельные положения текста вне их связи друг с другом, а весь текстовый фрагмент целиком, как некое целостное знание, - в данном случае - знание о необходимости общения и двух подходах к человеку и человеческим взаимоотношениям. Те же экзаменуемые, которые не умеют этого делать, которые могут находить в тексте лишь то, что дословно повторяет часть вопроса (те же самые лингвистические конструкции, отдельные слова и словосочетания), скорее всего, при выполнении данного (либо подобного) задания испытают затруднение. Можно предположить, что они не выполнят задания на определение основного содержания благоприятного стиля общения в семье, т. к. в тексте не прописано, что именно является основным содержанием. Это следует определить по контексту. Затруднение при выполнении первого задания может быть связано с поиском и невозможностью найти в тексте слова «аспект». О двух аспектах сравнения следует сделать вывод на основании той сравнительной информации, которую предъявляет автор.

Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

В ответе должны быть:

2) охарактеризован гуманистический подход (например: «Он основан прежде всего на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности»);

Если названы и охарактеризованы оба подхода, выставляется 3 балла. Если назван один подход, а охарактеризованы оба, или названы оба подхода, а охарактеризован авторитарный подход, или назван и охарактеризован авторитарный подход, выставляется 2 балла. Если названы оба подхода, охарактеризован только гуманистический подход, или подходы не названы, но приведенные характеристики раскрывают их сущность, или назван и охарактеризован гуманистический подход, то выставляется 1 балл. Если подход или подходы названы без характеристики или дан неправильный ответ, выставляется 0 баллов.

При внимательном прочтении данного задания обнаруживаются не только требования к содержанию ответа (назвать два подхода и привести характеристики каждого из них), но и опорные основания для его выстраивания. Это не только текст, но и собственные знания и опыт, - без них невозможно дать характеристику второго (авторитарного) подхода, т. к. в тексте се нет. Но в то же время полностью абстрагироваться от текста при формулировании ответа о втором подходе не стоит, т. к. его можно выстроить по аналогии с характеристикой первого подхода. Например: «Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, не предполагает его понимания, знания закономерно стей его роста и развития; он основан на принципах и личных установках воспитателя». Курсивом в этом возможном ответе выделены слова из текста, положенные в основу характеристики авторитарного подхода, несмотря на то, что в явном виде данный подход автором не охарактеризован.

В ответе должны быть следующие элементы:

1) потребность детей в общении, или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого;

2) доказательства, например: «ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением, и может им противостоять»; «ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии». Могут быть приведены и другие доказательства.

Если названа потребность, и приведены два доказательства, наставляется 3 балла. Если названа потребность, и приведено одно доказательство, или потребность не названа, но приведены дна доказательства, выставляется 2 балла. Если только названа потребность или только приведено одно доказательство, выстав­ляется 1 балл. Если ответ неправильный - 0 баллов.

Данное задание объективно самое сложное из всех четырех заданий к рассматриваемому тексту. В тексте нельзя найти прямого ответа на вопрос, и чтобы выполнить задание, следует перефразировать авторские суждения о потребности детей в психофизиологических контактах и последствиях их дефицита, а затем самостоятельно Сформулировать доказательства справедливости авторской точки фения. Сделать это нелегко, т. к. собственный опыт у выпускников незначительный, а в курсе вопрос общения в данном ракурсе не рассматривается. Залогом выполнения задания является умение интерпретировать информацию текста и применять новое (полученное при работе с текстом) знание в требуемом контексте. В данном случае опорой для ответа могли стать рассуждения автора о малыше, чиненном постоянных контактов со взрослым, и о влиянии на детей неправильно сложившихся отношений в семье. Вычленив данные направления рассуждений, выпускник мог, с опорой на личный опыт и сообщения СМИ, привести в качестве доказательства зарисовки о развитии детей в проблемных семьях, где родители по разным причинам не уделяют детям должного внимания, а также об особенностях развития детей в детских домах и интернатах.

Текст 9.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <...> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, - это всё примеры горизонтальной социальной мобильности <...>

Под вертикальной социальной мобильностью подразумева­ются те отношения, которые возникают при перемещении ин­дивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикаль­ной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. В соответствии с природой страти­фикации есть нисходящие и восходящие течения экономиче­ской, политической и профессиональной мобильности. Восхо­дящие течения существуют в двух основных формах: проникно­вение индивида из нижнего пласта в существующий более-высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

(П. Сорокин)



  1. Какое определение социальной мобильности даёт П. Со­рокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализи­руется в тексте?

  2. В каких формах, по мысли автора, существуют восходя­щие течения социальной мобильности? Приведите пример, ил­люстрирующий одну из форм.

  3. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Соро­кин привёл такое сравнение: «В первом случае «падение» напо­минает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погру­жение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту". Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мо­бильности, две ее формы и направление социального перемеще­ния, отражённые в приведённом сравнении.

  4. С переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины это­го явления.
Ответы к тексту 9.

Содержание верного ответа

Балл

1



2

Определение социальной мобильности как перехода из одной социальной позиции в другую. Субъекты этого процесс – индивиды и группы (социальные объекты).

Правильно дано определение и названы два субъекта.



2

Правильно дано определение и назван одни субъект, ИЛИ Дано определение, субъекты не названы, ИЛИ определение не дано, названы два субъекта.

1

Назван один субъект, ИЛИ Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Восхо­дящие течения существуют в двух основных формах: проникно­вение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

Пример: продвижение по службе.

Правильно названы две формы и приведен один пример.


2

Правильно названы две формы, пример не приведен, ИЛИ названа одна форма и приведен пример.

1

Названа одна форма, ИЛИ приведен только пример, ИЛИ Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Тип социально мобильности – вертикальная, формы вертикальной мобильности – индивидуальная и групповая, направление социального перемещения – нисходящее.

Указаны тип, формы, направления.



3



2

Не указано два элемента.

1

Указан только один элемент, ИЛИ Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Причины возрастания социальной мобильности:

  • слом сословных перегородок,

  • развитие средств связи и сообщений,

  • формирование общенационального рынка труда,

  • установка на освоение нового.
Правильно указаны три причины.

3

Правильно указаны две причины.

2

Правильно указана одна причина.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 10.

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей, В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

_____________________________________________________________________________


  1. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

  2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

  3. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

  4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.
Ответы к тексту 10.

Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

На основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей. Закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов.

Правильно указаны два положения.



2

Правильно указано одно положение.

1

Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Формированию ценностей способствуют два фактора: опыт и эмоциональные переживания.

Правильно указаны оба фактора.



2

Правильно указан один фактор.

1

Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Автор называет следующие группы ценностей: индивидуальные, групповые, общечеловеческие. Принцип равенства перед законом относится к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи).

Правильно названы три группы ценностей и дан верный ответ на второй вопрос.



3

Не указан один из элементов ответа.

2



1

Правильно назван один из элементов, ИЛИ Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

С помощью социальных норм поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

Две основные группы социальных норм - моральные и правовые нормы. Примеры моральных норм: не убий, не укради. Примеры правовых норм: право на свободу личности, право на личную неприкосновенность, право на образование.

Правильно указаны функции социальных норм, названы две основные группы социальных норм, приведено два примера.


3

Не указан один из элементов ответа.

2

Не указано два элемента ответа.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 11.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи), им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу


  1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Кризис семейных отношений проявляется в росте числа разводов (1), увеличении количества неполных семей (2).

  1. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
Взаимодействие таких сфер жизни общества как социальной и экономической. Характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

  1. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Причинами исчезновения традиционной патриархальной семьи являются:

  • сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца,

  • усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,

  • женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.

  • Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

    Более соответствует реалиям постиндустриального общества патриархальный (демократический) тип семьи. Ее признаки:


    • совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи,

    • более равномерное распределение семейных обязанностей.
    Текст 12.

    Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не толь­ко психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет ин­терес к жизни.

    Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «от­равляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конеч­но, и его судьбу.

    «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несча­стные», - всегда результат неправильно сложившихся отноше­ний в семье.

    Мировая практика психологической помощи детям и их ро­дителям показала, что даже очень трудные проблемы воспита­ния вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприят­ный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате ог­ромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практи­ков. Один из основателей гуманистической психологии - из­вестный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внима­ния личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимо­отношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспита­ния детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на пони­мании ребёнка - его нужд и потребностей, на знании законо­мерностей его роста и развития его личности. <...> из поколения в поколение происходит социальное на­следование стиля общения: большинство родителей воспитыва­ют своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

    Ю. Б. Гиппенрейтер


    1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

    2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

    3. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

    4. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения.
    Ответы к тексту 12.

    Содержание верного ответа

    Балл

    1

    Максимальный балл за полный ответ

    2

    Два аспекта:

    • общение так же необходимо ребенку, как и пища,

    • общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему (плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье).

    2

    Указан один аспект.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    2

    Максимальный балл за полный ответ

    2

    Стиль общения – «личностно-центрированный». Основное содержание стиля – в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Назван стиль общения и указано его содержание.



    2

    Назван стиль общения, ИЛИ указано его содержание.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    3

    Максимальный балл за полный ответ

    3

    Два подхода к воспитанию детей: гуманистический и авторитарный. Гуманистический подход основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, основан на принципах и личных установках воспитателя.

    Названы и охарактеризованы два подхода.



    3



    2



    1

    Ответ неправильный.

    0

    4

    Максимальный балл за полный ответ

    3

    Жизненно важной автор считает удовлетворение потребности детей в общении или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

    Доказательства:


    • ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением, и может им противостоять,

    • ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии.
    Названа потребность, приведены два доказательства.

    3

    Один из элементов ответа не назван.

    2

    Назван только один из элементов ответа.

    1

    Ответ неправильный.

    0
  • Как общаться с ребенком.

    В последние время психологи сделали ряд открытий. Одно из них - о значения стиля общения для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общения так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен посторонних контактов со взрослыми, плохо развивается не только психический, но и физический.

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Мы хотим дать вам несколько полезных советов как общаться с ребенком.

    Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

    Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

    Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.

    Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия), только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

    Активно слушать ребенка - значит « возвращать» ему в беседу то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

    Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

    Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

    Тон, в котором сообщается требование или запрет, должно быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

    Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

    Обнимать ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.