"" (2 класс). Урок литературного чтения на тему "И.Беляков "О чем ты думаешь, снегирь?"" (2 класс) Закрепление: выборочное чтение

Тема: И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

Цели:

Образовательная - учить выразительному чтению, доказывать свои точку зрения, опираясь на текст произведения, работать над формированием навыков чтения.

Развивающая - развивать монологическую речь, мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, формировать мировоззрение учащихся, выделяя основные понятия – забота, любовь, ответственность.

Воспитательная - воспитывать чувство любви к родной природе, помочь осознать радостное чувство жизни и ощущение прелести стихотворения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: - запись музыкального трека А.Вивальди «Зима»

Ход урока:

I.Орг. момент

Я рада вас видеть. Желаю быть активными, самостоятельными, организованными, помогать друг другу и поддерживать.

II. Актуализация знаний.

Игра «Фотоглаз»

Прочитайте слова, записанные на доске: снежинка, мороз, льдинка, метель, иней, снегопад, пороша.

Что объединяет все эти слова?

Что такое пороша?

Дополните ряд слов.

(Учитель закрывает слова)

А теперь назовите слова, которые вы запомнили?

Как вы считаете, а какое отношение эти слова имеют к нашему уроку, теме нашего урока?

С произведениями какого раздела мы знакомились на предыдущих уроках?

О чем эти произведения?

Назовите произведения уже изученные нами в данном разделе.

Что поможет нам? (оглавление)

С каким произведением из этого раздела нам осталось познакомиться? (И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»)

На какой странице учебника оно находится? (с. 161)

III. Постановка проблемы. Первичное чтение стихотворения.

- Итак, открываем учебник на с.161

Посмотрите на текст и попробуйте определить жанр этого произведения, не читая. Что вам помогло узнать, что это стихотворение?

Как вы думаете, о чём оно?

Предположите, о чём он может думать снегирь? (высказывания детей)

Послушайте стихотворение. (Читает учитель) Вы были правы.

Каким настроением проникнуты строки стихотворения?

IV. Перечитывание текста стихотворения и открытие новых знаний. Работа по учебнику.

Итак, вы режиссёры, читая это стихотворение, попробуйте увидеть картины, изображения в этих строчках.

1.Самостоятельное чтение.

Что вы увидели? (мороз, снегирь, сад, роща, пустырь, снег)- открываю

Побудьте и художниками

Какие краски нужны для наших картин? Почему?

2 Выборочное чтение.

А сейчас попробуйте себя в роли литераторов .

–Найдите в стихотворении строки и зачитайте их, где автор неодушевлённый предмет оживляет, наделяет его признаками и свойствами человека. (зачитывают: мороз сердит, в тихом зимнем сне)

Кто знает, как называется этот приём, ведь вы литераторы? (олицетворение)

Найдите сравнение. Какие предметы сравниваются? (Снегирь-флажок)

Литераторы получились из вас отличные. А может, вы ещё и музыканты?

Какие звуки вы услышите?

3 Чтение вместе с учителем.

Какие звуки вы услышали?

Услышали скрип снега, хруст веточек, тишину.

V. Релаксация

Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. Закроем глаза и послушаем музыку.

(музыка А.Вивальди «Зима»)

- Что вы представили, слушая музыку?

Подойдёт ли эта музыка к прочитанному произведению?

VI. Проверка понимания учащимися нового материала.

Вы увидели картину с различными изображениями, краски. Отыскали с помощью, каких приёмов автор пытался передать чувства, красоту зимней природы, чтобы мы ярко представили птицу – снегиря. Вы услышали звуки в стихотворении. А сейчас попробуем передать голосом, интонацией, прочитав ещё раз это стихотворение.

Скажите, какое предложение нужно читать с восклицательной интонацией?

Прочитайте.

Найдите предложение вопросительное? Прочитайте его с нужной интонацией.

1 ученик

Получилось? Оцени себя.

VIII. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть (всем)

2. По выбору: (Творческий уровень.) Нарисовать иллюстрацию к стихотворению И. Белякова «О чём ты думаешь, снегирь?» или сделать сообщение о снегире.

IX. Итог урока.

- Что вам подарил этот урок?

X. Рефлексия: (на доске)

Зелёный – мне было легко, я всё понял.

Жёлтый – старался, но не всё удавалось.

Красный – казалось всё сложным.



«О чем ты думаешь, снегирь?» Автор: И Беляков Ах, до чего мороз сердит! Кругом снежок, снежок… Снегирь на веточке сидит, Снегирь пылает и горит, Как маленький флажок. И сад, И роща, и пустырь… Все в тихом зимнем сне. О чем ты думаешь, снегирь? Конечно, о весне!


Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь певчая птица рода снегирей (Pyrrhula), семейства вьюрковых. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красно грудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегирь по габаритам примерно такой же, как воробей. Телосложение имеет плотное. Природа наделила снегиря клювом толстым, широким.


Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов..


Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание. А летом – рай. Паукообразные, насекомые, растительный корм рацион питания этих птиц.


Хорош месяц май, и именно в мае самка откладывает яйца. В среднем пять штук. Насиживает светло-голубые с пятнышками яйца самка в течение двух недель. Будущий отец в это время «дежурит» у гнезда и кормит самку. Потом появившиеся птенцы ещё две-три недели не покидают гнезда. Воспитанием занимаются оба родителя, но больше заботится о подрастающем поколении самец.



Тема: И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

Цели:

Образовательная - учить выразительному чтению, доказывать свои точку зрения, опираясь на текст произведения, работать над формированием навыков чтения.

Развивающая - развивать монологическую речь, мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, формировать мировоззрение учащихся, выделяя основные понятия – забота, любовь, ответственность.

Воспитательная - воспитывать чувство любви к родной природе, помочь осознать радостное чувство жизни и ощущение прелести стихотворения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 2 кл

Запись музыкального трека А.Вивальди «Зима»

Ход урока:

I .Орг. момент

Я рада вас видеть. Желаю быть активными, самостоятельными, организованными, помогать друг другу и поддерживать.

II . Актуализация знаний.

Игра «Фотоглаз»

Прочитайте слова, записанные на доске: снежинка, мороз, льдинка, метель, иней, снегопад, пороша.

Что объединяет все эти слова?

Что такое пороша?

Дополните ряд слов.

(Учитель закрывает слова)

А теперь назовите слова, которые вы запомнили?

Как вы считаете, а какое отношение эти слова имеют к нашему уроку, теме нашего урока?

С произведениями какого раздела мы знакомились на предыдущих уроках?

О чем эти произведения?

Назовите произведения уже изученные нами в данном разделе.

Что поможет нам? (оглавление)

Какие из этих произведений авторские, а какие – народные? Как вы определили?

С каким произведением из этого раздела нам осталось познакомиться? (И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»)

На какой странице учебника оно находится? (с. 161)

III . Постановка проблемы. Первичное чтение стихотворения.

- Итак, открываем учебник на с.161

Посмотрите на текст и попробуйте определить жанр этого произведения, не читая. Что вам помогло узнать, что это стихотворение?

Как вы думаете, о чём оно?

Предположите, о чём он может думать снегирь? (высказывания детей)

- Послушайте стихотворение. (Читает учитель) Вы были правы.

- Каким настроением проникнуты строки стихотворения?

IV. Перечитывание текста стихотворения и открытие новых знаний. Работа по учебнику.

Сейчас вы будете не просто читать стихотворение, а побудете в роли людей разных профессий.

Итак, вы режиссёры, читая это стихотворение, попробуйте увидеть картины, изображения в этих строчках.

1 . Самостоятельное чтение.

Прочитайте вслух стихотворение в учебнике на стр. 161

Что вы увидели? (мороз, снегирь, сад, роща, пустырь, снег)- открываю

Побудьте и художниками

Какие краски нужны для наших картин? Почему?

2 Выборочное чтение.

А сейчас попробуйте себя в роли литераторов .

Найдите в стихотворении строки и зачитайте их, где автор неодушевлённый предмет оживляет, наделяет его признаками и свойствами человека.

(зачитывают: мороз сердит, в тихом зимнем сне)

Кто знает, как называется этот приём, ведь вы литераторы? (олицетворение)

Найдите сравнение. Какие предметы сравниваются? (Снегирь-флажок)

Литераторы получились из вас отличные. А может, вы ещё и музыканты?

Какие звуки вы услышите?

3 Чтение вместе с учителем.

Какие звуки вы услышали?

Услышали скрип снега, хруст веточек, тишину.

V. Релаксация

Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. Закроем глаза и послушаем музыку.

(музыка А.Вивальди «Зима»)

- Что вы представили, слушая музыку?

Подойдёт ли эта музыка к прочитанному произведению?

VI . Проверка понимания учащимися нового материала.

Вы увидели картину с различными изображениями, краски. Отыскали с помощью, каких приёмов автор пытался передать чувства, красоту зимней природы, чтобы мы ярко представили птицу – снегиря. Вы услышали звуки в стихотворении. А сейчас попробуем передать голосом, интонацией, прочитав ещё раз это стихотворение.

Скажите, какое предложение нужно читать с восклицательной интонацией?

Прочитайте.

Найдите предложение вопросительное? Прочитайте его с нужной интонацией.

1 ученик

Получилось? Оцени себя.

VII.Творческая работа.

- Вы сейчас побывали в роли людей разных профессий, а ведь они все творческие. Давайте сотворим своё произведение.

Разделитесь на группы по 4 человека.

Вам необходимо изобразить модель обложки произведения.

Назначаю ответственных.

И.В.Беляков

О чем ты думаешь, снегирь?

Что обозначает треугольник? Почему он зеленого цвета?

VIII. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть (всем)

2. По выбору: (Творческий уровень.) Нарисовать иллюстрацию к стихотворению И. Белякова «О чём ты думаешь, снегирь?» или сделать сообщение о снегире.

IX. Итог урока.

- Что вам подарил этот урок?

X. Рефлексия: (на доске)

Зелёный – мне было легко, я всё понял.

Жёлтый – старался, но не всё удавалось.

Красный – казалось всё сложным.