Каменный цветок описание. Каменный цветок бажов читать. Жестокое наказание. Лечение у Вихорихи

П.П. Бажов - уникальный писатель. Ведь известность пришла к нему на закате жизни, в возрасте шестидесяти лет. 1939 годом датируется его сборник «Малахитовая шкатулка». Признание Павлу Петровичу Бажову принесла уникальная авторская обработка уральских сказов. Данная статья представляет собой попытку написать для одного из них краткое содержание. «Каменный цветок» - сказ о взрослении и профессиональном становлении феноменального мастера по обработке самоцветов Данилы.

Уникальность писательского стиля Бажова

Павел Бажов, создавая этот шедевр, словно расплел по ниточке народный фольклор Урала, досконально его изучив, и сплел заново, соединив в нем стройность мастерского литературного изложения и самобытность колоритных диалектов удивительного края - каменного пояса, опоясывающего Россию.

Стройность структуры сказа подчеркивает его краткое содержание - «Каменный цветок» скомпонован автором идеально. В нем нет ничего лишнего, искусственно затягивающего протекание сюжета. Но вместе с тем, в нем удивительно полно ощущается исконный говор людей, населяющих эту землю. Авторский язык изложения Павла Петровича является его творческой находкой. Чем же достигается напевность и неповторимость писательского стиля Бажова? Во-первых, чаще всего он употребляет диалектизмы в уменьшительно-ласкательной форме («парнишка», «махонька», «старичонко»). Во-вторых, он ипользует в речи сугубо уральские словообразовательные диалектизмы («палец-от», «вот-де»). В-третьих, писатель не скупится на применение пословиц и поговорок.

Пастушок - Данилка Недокормыш

В данной статье, посвященной наиболее знаковому бажовскому сказу, мы предлагаем ваниманию читателей его краткое содержание. «Каменный цветок» знакомит нас с лучшим в деле обработки малахита пожилым мастером Прокопьичем, подыскивающим себе преемника. Один за одним отсылает он назад мальчишек, присланных ему барином «в науку», пока не появляется двенадцатилетний, «высоконький в ногах», кудрявенький, худенький, голубоглазый «парнишечко» Данилка Недокормыш. У того не оказалось способностей стать дворцовой прислугой, не мог он «вьюном виться» вокруг хозяина. Зато мог «день простоять» у картины, да был «тихоходом». Он был способен к творчеству, как свидетельствует краткое содержание. «Каменный цветок» повествует, что, работая пастухом, подросток «играть на рожке знатно научился!» В мелодии его угадывался и шум ручья, и голоса птичек…

Жестокое наказание. Лечение у Вихорихи

Да за игрой однажды не уследил он за «коровенками». Пас он их «у Ельничной», где было «самое волчье место», да и недосчитались несколько буренок. В наказание застегал его господский палач, озверевший от молчания Данилки под плетьми, до потери сознания, да бабушка Вихориха его выходила. Добрая бабушка знала все травы, и если бы дольше бы у нее был Данилушка, стал бы он, может быть, травником, и по другому написал бы Бажов П.П. «Каменный цветок».

Завязка сюжета происходит именно во время рассказа старухи Вихорихи. В ее монологе просматривается авторский вымысел самобытного уральского писателя. А рассказывает она Даниле, что кроме открытых цветущих растений есть еще и закрытые, тайные, колдовские: воровской в Иванов день, открывающий запоры его увидевшему, да каменный цветок, расцветающий у малахитовой скалы на змеиный праздник. И тот человек, кто второй цветок увидит, несчастным станет. Очевидно тогда - мечта увидеть эту неземную красоту из камня обуяла парня.

На учебу - к Прокопьичу

Заметил приказчик, что стал Данила прохаживаться, и хотя слабоват он еще был, отдал его в учебу Прокопьичу. Тот взглянул на исхудавшего с недуга парня да и пошел к помещику - просить, чтобы забрали. Крут был Прокопьич в своих науках, мог и леща доброго за нерадивость врезать ученику-неумехе. У мастеров это действительно тогда было в практике, и Бажов П.П. («Каменный цветок») просто описал, как было… Но помещик был непоколебимым. Учить… Вернулся ни с чем Прокопьич в свою мастерскую, глядь, а Данилка уже там и, согнувшись, не мигая, рассматривает кусок малахита, который он начал обрабатывать. Мастер удивился и спросил, что тот заметил. А Данилка ему отвечает, что неправильно сделан зарез: для того, чтобы обнажить уникальный узор этого камня, следовало бы начинать обработку с другой стороны… Расшумелся мастер, возмущаться стал в адрес выскочки, «сопляка»… Но это - лишь внешне, а сам-то подумал: «Так, так… Будет из тебя толк, парень…» Проснулся мастер посреди ночи, сколол малахит, где мальчонка сказал, - красота неземная… Подивился немало: «Ну и глазастый же!».

Забота Прокопьича о Данилке

О том, что полюбил сироту горемычную Прокопьич, за сына его принял, рассказывает нам сказка «Каменный цветок». Краткое содержание ее нам повествует, что не стал он сразу к ремеслу его приучать. Не по силам был Недокормышу тяжелый труд, а химикаты, используемые в «каменном ремесле», вполне могли подкосить его небогатырское здоровье. Дал время набрать силу, направил работу по дому делать, подкормил, приодел…

Однажды приказчик (о таких на Руси говорят - «крапивное семя») увидал Данилку, которого добрый мастер отпустил на пруд. Заметил приказчик, что окреп парень, что в новой одежде… Возникли у него вопросы… Не обманывает ли его мастер, взяв Данилку за сына? А как же - обучение ремеслу? Когда же выгода от его работы будет? И пошел он с Данилкой в мастерскую и вопросы стал задавать толковые: и по инструменту, и по материалам, и по обработке. Прокопьич обомлел… Ведь он не учил паренька вообще…

Приказчик удивляется умению парня

Однако краткое содержание рассказа «Каменный цветок» нам повествует, что ответил на все Данилка, все рассказал, все показал… Когда же ушел приказчик, онемевший до этого Прокопьич спросил Данилку: «Откуда же ты все это знаешь?» «Примечал», - отвечает ему «парнишечко». Даже слезы выступили на глазах растроганного старика, подумал: «Всему научу, ничего не скрою…» Однако с тех пор приказчик стал нести Данилке работу по малахиту: шкатулочки, бляшки всякие. Затем - резьбовые вещи: «подсвечнички», «листочки да лепесточки» всякие… А как изготовил парень ему змейку из малахита, известил приказчик барина: «Мастер у нас появился!»

Барин ценит мастеровых людей

Барин решил экзамен устроить Данилке. Во-первых, приказал, чтобы Прокопьич ему не пособлял. И написал своему приказчику: «Предоставь ему мастерскую со станком, но мастером его признаю, если чашу он мне выточит…» Даже Прокопьич такого не умел делать… Слыхано ли дело… Данилко долго думал: с чего начать. Однако приказчик не унимается, выслужиться перед помещиком желает, - рассказывает очень краткое содержание «Каменный цветок». А Данилка не стал таить свой талант, да и сделал чашу, словно живую... Жадный приказчик заставил Данилку сделать целых три таких изделия. Он понял, что Данилка может стать «золотой жилой», и впредь не собирался его щадить, замучил бы совсем работой. Да только барин умным оказался.

Он, проверив парня на мастерство, решил ему создать условия получше, чтобы работалось ему интересней. Оброком небольшим обложил, вернул к Прокопьичу (вдвоем сподручней творить). А еще прислал сложный чертеж хитромудрой чаши. И, не определив срока, приказал ее сделать (хоть пять лет пусть думают).

Путь мастера

Непривычна и самобытна сказка «Каменный цветок». Краткое содержание бажовского произведения, говоря восточным языком, это - путь мастера. Чем же отличается мастер от ремесленника? Ремесленник видит чертеж и умеет его воспроизводить в материале. А мастер понимает и представляет красоту, а затем воспроизводит ее. Вот и Данилка критически посмотрел на ту чашу: трудности много, а красоты - мало. Он спросил у приказчика разрешения по-своему сделать. Тот задумался, ведь барин просил точную копию... А потом ответил Данилке, чтобы тот сделал две чаши: копию и свою.

Вечеринка по поводу изготовления чаши барину

Сделал он сначала цветок по чертежу: все точно, выверено. По этому поводу и гулянку дома сделали. Пришла невеста Данилина, Катя Латемина, со своими родителями да мастера по камню. Смотрят, одобряют чашу. Если рассудить сказку на этом этапе ее повествования, то вроде бы все сложилось у Данилки и с профессией, и с личной жизнью… Однако краткое содержание книги «Каменный цветок» - как раз не о самоуспокоенности, а о высоком профессионализме, ищущем все новые пути выражения таланта.

Данилке не по сердцу такая работа, хочет он, чтобы листочки и цветы на чаше были словно живыми. С этой мыслью между работой он в полях пропадал, присматривался и, присмотревшись, замыслил свою чашу как куст дурмана делать. Зачах он от таких мыслей. И когда гости за столом услышали его слова о красоте камня, Данилку прервал старый-старый дедушка, в прошлом - горный мастер, учивший еще Прокопьича. Сказал он Данилке, чтоб тот не дурил, работал попроще, а то ведь и попасть можно в горные мастера Хозяйки Медной горы. Работают те на нее и творят вещи необычайной красоты.

Когда же Данилка спросил, чем же они, эти мастера, особенные, дедушка ответил, что они цветок каменный увидали и красоту уразумели… Запали речи сии в сердце парню.

Дурман-чаша

Женитьбу он отложил, потому что стал размышлять над чашей второй, задуманной в манере, имитирующей дурман-траву. Любящая невеста Катерина плакать стала…

Какое краткое содержание «Каменного цветка»? Пожалуй, оно заключается в том, что неисповедимы пути высокого творчества. Вот Данилка, например, черпал мотивы своих поделок в природе. Бродил по лесам да лугам и находил то, что его вдохновляло, спускался в медный рудник в Гумешках. А искал он обломок малахита, годящийся для изготовления чаши.

И вот однажды, когда парень, внимательно изучив очередной камень, разочарованно отошел в сторону, услышал он голос, советующий искать в другом месте - у Змеиной горки. Дважды был повторен мастеру этот совет. А когда оглянулся Данила назад, то увидел прозрачные, едва заметные, мимолетные очертания женщины какой-то.

Пошел на следующий день туда мастер и увидел «малахитину вывороченную». Идеально подходил для этот - и темнее цвет его книзу, и прожилки в нужных местах. Сразу и принялся истово за работу. Чудесно у него получилось отделать низ чаши. Получился на вид - природный куст дурмана. А вот когда чашку цветка точил, потеряла красоту чаша. Данилушко тут совсем сна лишился. «Как исправить?» - думает. Да взглянул на слезы Катюши и решил - жениться!

Встреча с Хозяйкой Медной горы

Уж наметили и свадьбу - в конце сентября, под В тот день змеи собираются на зимовку… Только решился Данилко пойти к Змеиной горке, чтоб увидеть Хозяйку Медной Горы. Только она могла помочь дурман-чашу осилить. Встреча произошла...

Первой заговорила эта сказочная женщина. Знать, уважала она этого мастера. Спросила, не вышла ли дурман-чаша? Парень подтвердил. Тогда она посоветовала ему - далее продолжать дерзать, творить что-то другое. Со своей стороны пообещала помощь: находить он будет камень по своим мыслям.

Но Данила стал просить показать ему каменный цветок. Отговаривала его Хозяйка Горы Медной, объясняла, что, хотя она никого не держит, но увидевший его к ней воротится. Однако мастер настаивал. И повела она его в свой каменный сад, где и листья, и цветы - все из камня. Привела она Данилу к кусту, где росли чудные колокольцы.

Попросил тогда мастер Хозяйку дать ему камень на изготовление таких колокольцев, однако женщина отказала ему, сказав, что поступила бы так, если бы сам Данила их придумал… Произнесла она это, и оказался мастер на прежнем месте - на Змеиной горке.

Затем пошел Данила к своей невесте на вечеринку, да не развеселился. Проводив Катю домой, он вернулся к Прокопьичу. А ночью, когда наставник спал, парень разбил свою дурман-чашу, плюнул в чашу господскую, да и ушел. Куда - неведомо. Одни говорили, что с ума сошел, другие - что пошел к Хозяйке Медной горы горным мастером работать.

На этой недомолвке и заканчивается повесть Бажова «Каменный цветок». Это - не просто недосказание, а своеобразный «мостик» к следующему сказу.

Вывод

Сказ Бажова «Каменный цветок» - глубоко народное произведение. Оно воспевает красоту и богатство уральской земли. Со знанием и любовью пишет Бажов о быте уральцев, их освоении недр родной земли. Созданный писателем образ Данилы-мастера стал широко известным и символичным. История о Хозяйке Медной горы нашла свое продолжение в дальнейших произведениях автора.


1. Павел Петрович Бажов;

2. «Каменный цветок»;

3. Жанр: сказ;

4. Класс: 5;

5. Год: 1938. Эпоха сталинских репрессий, последние предвоенные годы.

6. Эпоха, описываемая в произведении, это примерно первая половина XIX века, еще до отмены крепостного права.

7. Главные герои: Мастер Прокопьич, его приемный сын Данилко, невеста Данилки Катя.

Близ турчаниноских заводов было много мастеров по резьбе по камню.

Самым лучшим считался Прокопьич. Так как он был уже в летах, заводское начальство присылало ему на выучу подростков, однако из-за сурового нрава никто долго в учениках у Прокопьича не задерживался. Однажды прислали к нему мальчика-сироту по прозвищу Данилко Недокормыш. Парнишка, посмотрев незаконченную работу, сразу указал на недочет мастера. Прокопьичу пришлось это по душе и он всячески опекать мальчика.

Постепенно из невзрачного мальчугана вырос красивый парень, который к тому же стал признанным мастером в резьбе по малахиту. Появилась у него невеста по имени Катя. Однако в эту пору дали Даниле сделать малахитовую чашу по зарубежному эскизу.

Данила чашу вырезал, но работой недоволен остался: не удалось ему раскрыть красоту камня. На одной из вечеринок, когда Данила обмолвился о своих творческих метаниях, один из старых мастеров предупредил его: «

Ты, милый сын, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные мастера…!

Запала Даниле-мастеру дума про каменный цветок. Начал он ходить близ Гумешек, искать камень. Как-то услышал голос, подсказывающий, где найти подходящий материал. Нашел глыбу малахита. Начал он ходить, искать растения, которые бы в малахите всю его красоту раскрыли. Выбрал цветок дурмана. Долго бился над дурман-чашей Данила, даже свадьбу с Катей отложил, а ничего у него не выходило.

Как-то поздней осенью снова бродил он близ горы, увидел большую выбоину и зашел в нее отдохнуть. Там увидел Хозяйку Медной горы и стал просить показать каменный цветок. Хозяйка повела его в свой сад. Увидев красоту растущих там растений, Данила сказал, что нет такого камня, что ее передать. На что Хозяйка ответила, что дала бы ему такой камень, если бы это он сам придумал. После чего повела рукой, и все исчезло, а Данила очутился снова в лесу.

Вскоре было гулянье перед свадьбой, с которого Данилу ушел мрачный. Ночью, когда Прокопьич спал, он разбил дурман-чашу и ушел. Больше его не видели.

9. Личное мнение:

Цикл сказов П.П. Бажова про Хозяйку Медной горы является моим любимым среди всех произведений этого выдающегося писателя. Мне симпатичны герои этих сказов, в том числе и сама Хозяйка: суровая, насмешливая, но справедливая хранительница земных недр. В сказе «Каменный цветок» она выступает в новом качестве – покровительницей талантливых мастеров – резчиков по уральскому малахиту.

Обновлено: 2018-08-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сказка «Каменный цветок» Бажова была написана в 1937 году. Произведение вошло в сборник сказок писателя под названием «Малахитовая шкатулка». В основу рассказа легли старинные легенды и сказания горнорабочих Урала.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Каменный цветок».

Главные герои

Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина.

Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня.

Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов.

Другие персонажи

Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.

Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина.

Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка.

Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали « парнишек на выучку », но по какой-то причине Прокопьич « учил шибко худо » – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: « Не гож этот…» .

Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не « дошло дело до Данилки Недокормыша ». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его « взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча ». Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу.

Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что « прямо сказать, за сына держал ». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела.

Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – « однем словом, сухота девичья ». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.

Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.

После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, « чтобы камень полную силу имел ». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью.

Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – « лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется ». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.

Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.

Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет « к Хозяйке в горные мастера ». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась.

Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.

Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, « что он ума решился, в лесу загинул », а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…

Заключение

Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.

После ознакомления с кратким пересказом «Каменный цветок» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 99.

Жил на Урале очень хороший, но уже не молодой мастер по малахиту. Поэтому решил хозяин, что бы мастер передал свое ремесло дальше. По этой причине наказал он своему показчику найти ученика этому мастеру. Много ребят приводил приказчик, однако не подходили они мастеру. Все мальчишки боялись мастера, а их родители не хотели свое чадо отправлять к мастеру. Так вот и попал Данила к мастеру. Мальчик был сиротой, поэтому заступиться за него было некому. Данила с первого дня удивил мастера, он указал ему на ошибку. Ведь глаз у мальчика, был точным, он мог чувствовать камень и то, как ложится на него узор, дабы показать его красоту.

Мастер жил один, так как жена у него умерла, а детей у него не было, поэтому и прикипел мастер к сироте.

Прослышал про молодого талантливого мастера сам хозяин. После этого Даниле начали доверять выделку не простых вещей из малахита.

Как-то ему дали рисунок особенной чаши и позволили изготавливать ее без ограничения времени. Но приказчик должен был присматривать за тем, чтобы мастер не помогал Даниле. Данила занялся чашей, но работа его не радовала. Чаша была ему не по душе – он не видел в ней блеска. Получив разрешение приказчика, надумал Данила-мастер сделать новую чашу по своему желанию, он хотел показать всю прелесть камня. Один старый мастер поведал историю о каменном цветке, который находиться в пещере у Хозяйки Медной горы. Кому удастся увидеть этот каменный цветок, понимают всю прелесть камня, но навсегда попадают в горные мастера к Хозяйке Медной горы.

Стал Данила-мастер бродить и искать такой цветок, чтобы по его аналогу изготовить свою чашу, которая сможет донести всю прелесть камня. Один раз, бродя по руднику и ища камень для своей чаши, Данила услышал женский голос, посоветовавший искать камень у Змеиной горы. Возле этой горы Данила нашел камень, который ему надо, и начал работу. Сразу работа над чашей шла хорошо, но вскоре остановилась. Не выходила верхняя часть цветка. Данила даже сказал своей невесте, что готов отложить свадьбу, настолько он увлекся работой.

Данила очень хотел посмотреть на этот безупречный, шикарный каменный цветок и вновь отправился к Змеиной горе. Там он увидел Хозяйку Медной горы. Услышав его рассказ о том, что чаша не получилась, она предложила взять новый камень, но чашу создавать самому. Не смотря ни на что, Данила, тем не менее, хотел посмотреть на этот прекрасный цветок. Хозяйка горы сказала Даниле о том, что увидев цветок, он не будет хотеть жить и трудиться промеж людей. Он возвратится назад в Медную гору. Но Данила был настойчив, и ему удалось посмотреть на прекрасный каменный цветок.

Вернувшись, домой он даже сказал своей невесте, что скоро они поженятся. Но как-то раз Данила-мастер стал грустить, и в один из дней взял свою чашу, которая как ему казалась не выходит, и разбил ее. После чего он пошел из дома и больше никогда никто его не видел.

Долго разыскивали Данилу. Одни сказывали, что он умом тронулся и погиб в лесу, а иные сказывали, что Хозяйка горы забрала мастера к себе в горные мастера.

Читая эту сказку, осознаешь, что не надо искать сверхъестественного и сказочного богатства при этом гнаться за ним. Нужно ценить то, что есть. Надо уметь сочетать работу и жизнь.

Дата создания: 1938.

Жанр: сказ.

Тема: творческий труд.

Идея: художник должен быть предан своему призванию и постоянно стремиться к совершенству, но не ценой отказа от любви и жизни земной (настоящей).

Проблематика. Столкновение действительности и стремления художника к идеалу, внутренний конфликт художника, принадлежащего обыденному миру, и стремящегося постичь красоту совершенную.

Основные герои: Данила - мастер-камнерез; Прокопьич - мастер, обучивший Данилу; Катерина - невеста Данилы; Хозяйка Медной горы.

Сюжет. Прокопьич, лучший резчик по малахиту, достиг пожилого возраста, и барин распорядился определить к нему в учение какого-нибудь мальчонку. Но Прокопьичу никакие ученики не нужны были. Раздражали его бестолковые и неспособные к работе по камню ребята, раздавал он им тычки да подзатыльники и старался он от них отделаться.

Но однажды навязали ему сироту Данилку Недокормыша, из которого не получился ни казачок, ни пастух. За потерю коров он был высечен до потери сознания. Вылечила его одна знахарка. Она рассказала Данилке про каменный цветок, который растет у самой Хозяйки Медной горы. Еще она поведала, что человеку каменный цветок лучше не видеть, не то его всю жизнь будут преследовать несчастья.

После того как Данилка поправился, приказчик и привел его к Прокопьичу. Дескать, сироту можешь учить по своему произволению, заступиться некому. А Данилка быстро проявил смекалку в камнерезном деле, скоро открылся его талант художника. Прокопьич привязался к Данилке, своих детей у него не было, и стал он этому мальчонке вместо отца.

Немного прошло времени, проверил приказчик, чему Данилка научился, и с этой поры началась у Данилки рабочая жизнь. Работал он и рос. Вырос Данила красивым парнем, девушки на него заглядывались.

Достиг Данила статуса мастера, после того как из целого камня выточил браслет в виде змейки. Приказчик о мастерстве Данилы сообщил барину. Барин, чтобы проверить мастерство молодого мастера, приказал ему выточить малахитовую чашу по чертежу, а приказчику велел следить, чтобы Данила без помощи Прокопьича работал.

А молодой мастер за срок, назначенный барином, выполнил работу в трех экземплярах. После этого барин заказал ему затейливую чашу, а срок работы не ограничивал. Начал Данила над чашей работать, но не по душе она ему была: завитушек много, а красоты нет. Позволил приказчик ему работать ещё над другой чашей по своему замыслу.

Только никак нужный замысел мастеру молодому не приходил на ум. Осунулся Данила, стал невесел, бродил по лесам и лугам в поисках цветка, из которого бы он чашу свою выточил, показал настоящую красоту в камне. Остановился его выбор на дурмане-цветке, но сначала, решил он, надо барскую чашу закончить.

Прокопьич решил, что пора Даниле жениться. Глядишь, после женитьбы вся блажь-то и пройдет. Оказалось, Катя, что живет по соседству, давно любит Данилу. Как раз Данила завершил работу над барской чашей. Чтобы отпраздновать это событие, пригласил он невесту и мастеров старейших. Один из них и рассказал Даниле про каменный цветок, увидеть который - постичь красоту настоящую камня и пропасть навсегда у Хозяйки в горных мастерах.

Лишился Данила покоя, и не до свадьбы ему. Как красоту в камне увидеть - вот что его заботило. Постоянно он ходил то на лугах, то у горки Змеиной. Разговоры пошли, что у парня с головой не совсем ладно. А он все изводил себя поисками чего-то недоступного для других. Вот и приглянулся Данила Хозяйке, стал он от нее советы получать. Однако как ни хороша была его работа, не видел он в ней совершенства и тосковал.

Убедился Данила в своем бессилии достичь идеала и задумал свадьбу сыграть. Напоследок отправился он на Змеиную горку, а там Хозяйка ему и встретилась. Стал Данила упрашивать ее открыть ему красоту цветка каменного. Хозяйка его предупредила, что лишится он радости земной, только Данила отставал. Провела она его в сад, сверкающий каменьями... Вдоволь насмотрелся молодой мастер на мечту свою, и был отпущен Хозяйкой домой, не удерживала она его.

А Катя этим вечером гостей созвала. Повеселился было Данила со всеми, а потом печаль к нему подступила. Вернулся он домой и чашу, работу свою лучшую, разбил, а барский заказ только плевком удостоил. И ушел Данила-мастер неведомо куда накануне свадьбы.

Его искали, но поиски ни к чему не привели. Говорили о нём разное. Одни люди считали, что он умом повредился и пропал в лесу, а другие говорили, что Хозяйка забрала его к себе.

Отзыв о произведении. Смысл сказа философский. Стремление к совершенству - это положительная тенденция в любой области человеческой жизни, не только в творчестве. Но если поиск идеала становится схож с одержимостью, лишает радости жизни, приводит к депрессии, тогда он, что называется, от лукавого.