Рассказы о животных куприна короткие. Мир животных Куприна А.И. В недрах земли

Мир животных

А. И. Куприна

Учительница н\кл

МКОУ СОШ № 2 г. Алагира

Чельдиева М.К.

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Поэтому я рекомендую для изучения в школе все эти грустные и смешные истории о животных, которые с особым интересом и сочувствием воспринимаются учениками. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

Цели урока

1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.

2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

3. Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.

Оборудование урока

1. Портрет А.И. Куприна.

2. Выставка книг.

3. Иллюстрации к произведениям писателя.

4. Электронная презентация.

5. Фильм по мотивам рассказа А.И. Куприна «Бальт».

Предварительная подготовка

1.Чтение рассказов Куприна о животных.

2. Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.

3. Составление электронной презентации.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

В начале урока звучит мелодия из телепередачи «В мире животных».

Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей)

У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.

2.Сообщение учащегося о писателе

Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И.Куприн был великим «зверолюбом».

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:

Сам Куприн -писатель
С нами был приятель .

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

Его рассказы о животных, рассыпанные по разным изданиям, действительно, могли бы составить целую книгу.

3. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми

Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием. Если кто-нибудь из детей проиллюстрирует рассказ «Бальт», то можно будет посмотреть отрывок из фильма «Опасное арктическое приключение».

4. Идейно-художественный анализ рассказа «Завирайка»

А.И.Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе. Не случайно рядом с заглавием рассказа «Завирайка» он дал подзаголовок: «Собачья душа».

Беседа по вопросам:

Расскажите о первой встрече повествователя с Завирайкой. (Ответы детей)

Какие ведущие черты его характера уже намечены? (Ответная реакция на доброту, твёрдость, доверчивость, проницательность)

Какая портретная деталь это подтверждает? (Глаза: «Они не бегали, не моргали, не прятались…настойчиво спрашивали меня…»)

Какие эпитеты использованы автором при описании внешности собаки? («Блестяще – чёрный, с густо – рыжими подпалинами, широкогрудый и т.д.)

К какому оценочному эпитету ведут отмеченные средства выразительности? («Отличный гончий пёс»)

Какие эпитеты служат выражению обобщающей характеристики? («Умна и мужественна»)

Есть ли основания утверждать, что автор имеет в виду и человеческие взаимоотношения, когда пишет о собаке? (Есть. В рассказе «Завирайка»Куприн с восторгом пишет о кроткости и чистоте характера охотничьего пса, который «проявил такую преданную дружбу, такую силу доброй воли и такую сообразительность, какие и среднему человеку сделали бы большую честь». Куприн считает, что на розыски «приятеля» (попавшего в капкан Патрашку) заставил пойти Завирайку не тёмный инстинкт, а сознательный ум.)

5. Просмотр электронной презентации «Мир животных Куприна»

6. Подведение итогов

Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром.Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

7. Домашнее задание

Сочинение на тему «Рассказ, который мне понравился больше всего».

Произведения Куприна пропитаны глубоким уважением и симпатией
к окружающему миру. В своих творениях автор приводит подробные, реалистичные описания природы. Тема любви к родине продолжается
в описаниях её мест. Описывая пейзажи России, Куприн восхищается ими, показывает читателю их удивительные черты и запоминающиеся образы, старается как можно больше и лучше рассказать о великолепной и прекрасной своими пейзажами стране. Находясь в ссылке за пределами России,
автор не перестаёт писать о ней, уже вспоминая написанные им произведения
и отдельные картины мест, он создаёт новые произведения. Он также даёт описания картинам тех мест, где побывал за пределами своей родины.
Эти описания по своей реалистичности, уважению и симпатии ничем
не отличаются от описаний природы России. Например, в своих очерках «Лазурные берега» и в повести «Колесо времени» Куприн
описывает Марсель, как город «… шумный, пёстрый и красочный
до декоративности…
» .

Тема природы в творчестве Куприна очень распространена. Достаточно часто она встречается в произведениях на втором плане, где красочные описания подчёркивают образ созданной темы, дополняют её. Одним из таких произведений стала повесть «Олеся», где через описания природы передаётся настроение и душевное состояние главных героев. Зреющее в душе героя чувство показывается на фоне наступившей весны, романтическую атмосферу объяснения в любви создаёт образ лунной ночи. Последнее свидание завершается предгрозовой напряжённостью природы, а финалом становится страшный град, побивший жителей города, которые обидели героиню.

Однако тема природы в творчестве Куприна не всегда была на втором месте. Куприн любил и восхищался природой. Он писал не только про жизнь обычных людей, его значительно интересовали интересы и жизнь представителей окружающего мира. Он был убеждён, что животные тоже заслуживают внимания людей, а так же уважения и понимания. Среди произведений Куприна встречается немало рассказов, повествующих о жизни животных. В них Куприн смотрит на персонажей как на значимые для общества личности, по своим способностям приравнивает их к людям. Рассказывая о животных, Куприн не старается показать их ничтожность, ограниченную их возможностями, а скорее всего на этом контрастном фоне ограниченности старается показать их преимущества, их эмоции
и переживания. Создавая яркие образы домашних питомцев или бродячих животных, автор подчёркивает важность этих животных через описания
их отличительных черт характера и внешности, манеру поведения и общение
с людьми, а также через их поступки, позволяющие назвать их героями. Куприн рассказывает про животных в их естественной среде: в доме хозяина, в цирке, на улице и других местах их пребывания.

Реалистичность образов героев и пейзажей, эмоциональность персонажей, а также простота языка и стиля – всё это привлекает внимание читателей-детей, в интересы которых входит познавание окружающего мира.

В своих произведениях о животных Куприн объединил свою любовь
к детям и глубокое уважение к окружающему миру, миру природы. Обращаясь к жизненным трудностям героев произведений и показывая, как они их преодолевают, как помогают своим собратьям или людям, Куприн даёт юному читателю такие жизненные уроки, как умение быть преданным, оказывать помощь, любить к окружающему миру, - он обращается к внутреннему миру ребёнка, изменяя его, вырабатывая в нём необходимые черты духовности, морали, нравственности, сострадания, любви и уважения ко всему окружающему миру.

Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям
на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.

Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность
и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.

Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.

В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.

Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.

В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором (дедушка Лодышкин), отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.

Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических
и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.

Драматичную и напряжённую сцену спасения пуделя дополняют описания природы, которые подчёркивают переживания мальчика.
Природа, приятная и ласковая днём, становится для него тревожной
и укоряющей: «Всё было страшно, таинственно, сказочно-красиво в саду, точно наполненном ароматными снами. <…> Стройные, тёмные, пахучие кипарисы медленно кивали своими острыми верхушками с задумчивым
и укоряющим выражением
». Через подвиг мальчика Куприн передаёт чистоту нравственного чувства ребёнка, противопоставленную злу жизни.

В конце рассказа, когда пудель оказывается у артистов, автор через речь старика передаёт читателям урок морали, морали народной, суть которой в том, что есть ценности, которые не продаются.

Не менее интересны для юного читателя действия и повадки четвероного друга бродячих артистов, описываемые Куприным с большим мастерством.
В этих описаниях Куприн напоминает такого «знатока» животных, каким был Джек Лондон .

Напряжённость и динамическое развитие сюжета, описательность
и героика, контрастность юмора, выразительность и точность языка, счастливый конец, ознаменовавший победу человеческого, нравственного начала – всё эти качества делают рассказ «Белый пудель» выдающимся произведением детской литературы.

В рассказе Куприна «В недрах земли» (1899) соединяются отношение автора к теме тяжелого детства и описания природы. Герой рассказа, мальчик Васька, живёт с шахтёрами в казармах. Наивного деревенского паренька разрывают противоречивые чувства, чему дивиться – грубым нравам казармы или величине и сложности шахтенного дела. По контрасту с этим фоном тяжести жизни ребёнка среди шахтёров и противоречий мальчика изображена прекрасная степная природа. Как и в «Белом пуделе», герой рассказа оказывается способным на решительный поступок и спасает от забоя товарища. Подвиг связывает товарищей крепкими узами. На этой ноте, наполненной надеждой на дружбу и понимание, Куприн заканчивает свой рассказ.

В своих рассказах о животных Куприн «на примерах увлекательных
и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей портретной и психологической характеристике
», желает «убедить читателя, насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда они,
например, говорят “глуп, как гусь„ или когда утверждают, что “кошка привязывается не к человеку, а к жилью„
» .

По своей конструкции, простоте языка, выбору персонажей и обращению к ним, а также по влиянию, оказываемому на читателя, рассказы Куприна «Слон», «Ю-ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька», «Белый пудель»
и «В недрах земли» подойдут для юного читателя средней возрастной категории. Однако их значение для детской литературы, а также интересов читателей, существенно возрастает, когда они адресованы детям младшего школьного возраста.

Для юных читателей средней возрастной категории наибольший интерес представляют рассказы «Изумруд», «Ральф» и ряд других произведений, объединённых темой животного и растительного мира.

Рассказ Куприна «Изумруд», повествующий о жизни беговой лошади, занял одно из первых мест среди произведений русских классиков о животных.

Художественная фактура рассказа определяется через ощущения героя произведения. В своём рассказе Куприн не пытался раскрыть «внутренний мир» лошади, а показал действительность, представляемую героем рассказа через его ощущения и образы. Однако художник наделяет Изумруда некоторыми «движениями души», свойственными людям: боязнь соперника
и сохранение чувства собственного достоинства. К потоку ощущений героя автор – едва заметно – добавляет характеристики «от себя».

Описывая конюхов и наездников, автор как бы «пропускает»
их характеристики через ощущения жеребца. По такому же принципу
в рассказе показана природа. «Пропущенные» через первичные ощущения героя сложные явления действительности и её многообразия ни в коем случае не создают у читателя впечатление неправдоподобности, неестественности. Наоборот, картина природы, несмотря, на ограниченность изобразительных возможностей, полна очарования, ясности и чистоты, действует успокаивающе.

Основным художественным качеством рассказа «Изумруд» являются ясность, чистота и «зримость» описаний. Отточенность деталей показывает,
как мастерски владеет словом писатель. Примером такой детали служат паузы
в речи старика, обозначенные в тексте многоточиями: «Ишь ты, зверь жадная… Но-о, успеишь… А, чтоб тебя… Потычь мне ещё мордой-то.
Вот я тебя ужотко потычу
». Движения старика не видны, но паузами его полны движения.

Рассказ Куприна «Изумруд» кончается трагической гибелью доброго
и прекрасного существа. Однако столь трагический конец скрашивается отсутствием тяжкой безнадёжности: читатель огорчён гибелью героя,
но это чувство сглаживается мыслями о том, что жеребец прожил полноценную, интересную жизнь.

Еще в 1930 году Куприн был обеспокоен тем, что «в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей ». Желание писателя восполнить образовавшийся пробел отразилось в его творчестве. В последние годы им была задумана целая книга о животных – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Из задуманного цикла был создан только один рассказ – «Ральф».

В своём рассказе Куприн раскрывает уникальность пса по кличке Ральф. Уникальность Ральфа раскрывается через пространства, связанные с героем произведения, через взаимоотношения Ральфа и Балахнина (хозяин собаки), через форму обращения Балахнина к Ральфу (вежливая форма на «вы»).

Автор рассказа подчёркивает необычность пса, повествуя о том,
что Ральф воспринимает не только черный и белый цвет, но и ряд других основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный), что делает его исключительным среди всех собак. Так же из авторской речи мы узнаём,
что у Ральфа есть работа. Наличие у него работы приравнивает пса
к работающим людям и выделяет его из кровных его братьев, собак.

Однако, выделяясь среди своих сородичей, Ральф не уходит от их мира, он только выделяется как настоящая, почти человеческая личность. Доказательством того, что Ральф принадлежит к миру собак, является соблюдение им «непреложных законов » своих сородичей.

Таким образом, рассказ Куприна «Ральф» точно и полно отражает задумку автора о книге «Друзья человека». В рассказе показываются
не эмоции героев или их видение мира, а достоинства и уникальность пса, представителя животного мира. Данный рассказ, созданный автором с целью показать его коллегам значимость темы о животных для литературы, вполне оправдал ожидания.

По своей конструкции, обращённости к читателю, художественной фактуре, обращению к психологическому миру героев и описанию природы рассказы Куприна «Изумруд» и «Ральф» подойдут как для детской читательской аудитории, так и для взрослых читателей.

Среди рассказов Куприна о природе выделяются «Скворцы»
и «В зверинце».

Рассказ «Скворцы» повествует о перелетах скворцов. В рассказе Куприн описывает природу, места обитания птиц. Реалистичность образов основывается на воспоминаниях автора. Он восхищается мужеством и силой этих маленьких птичек, повествует о трудностях их длинного пути, с восторгом пишет о возвращении домой, красочно описывает их подражания другим птицам, не забывая подчеркнуть собственную песнь скворцов. Описания скворцов наполнены восторгом автора, движениями и неугомонностью птиц. Рассказывая про скворцов, А. Куприн сравнивает их с воробьями. Про воробьёв автор пишет: «ветреная, пустая, несерьёзная птица », а скворцами восхищается. Рассказ наполнен яркими описаниями, с особым юмором пишет автор про воробьев, о глупых наивных детях, хитрых и суетливых.
В рассказе писатель обращается к читателям, советует им помогать скворцам, ценить их и оберегать. В конце рассказа, «отправляя» скворцов в далекое путешествие, Куприн прощается с ними: «До свидания, милые скворцы! Прилетайте весною. Гнезда вас ждут… » .

В рассказе «В зверинце» Куприн на контрастном фоне тех ужасов, страхов, отчаяния и смирения показал великолепные пейзажи природы
и свободу пленённых зверей. В рассказе автор повествует о жизни зверей, заточённых людьми в клетку, их думы и мечты, а также алчность человека.

Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер
и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность. О Куприне в своих афишах, посвященных зверям, писал знаменитый укротитель Анатолий Дуров :

Сам Куприн-писатель
С нами был приятель.

Рассказы Куприна о животном и растительном мире прочно вошли
в программу изучения детской литературы. Этому способствовали реалистичность описаний и эмоциональность героев, простой и выразительный язык, представление животных как равных человеку, а также торжество добра. Рассказы Куприна о животном и растительном мире развивают в ребёнке необходимые психологические, этические и нравственные черты, преподают уроки жизни, морали, понимания ценностей, и дают надежду для преодоления жизненных трудностей, создавая на контрасте тяжёлого детства
и безысходности счастливые развязки.


3. КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ СБОРНИКА РАССКАЗОВ
О ПРИРОДЕ А.И. КУПРИНА


Похожая информация.


Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

Барбос и Жулька

Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

Белый пудель

Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа

В недрах земли

В рассказе Александра Ивановича Куприна повествуется о мальчике по имени Ванька. Он небольшого роста и очень худенький. Ванька работает на угольной шахте, вдали от своей семьи

В цирке

Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

Впотьмах

Среди суеты и привычного шума Московского вокзала затянулась прощальная сцена трех молодых людей, которые с нетерпением ждали отправления поезда. Когда один из них – Аларин Александр Егорович оказался в вагоне, он старался не привлекать к себе внимания

Гамбринус

Самые главные начальные события разворачиваются в обычной пивной под названием «Гамбринус». Весьма необычное название для пивного бара, но тем не менее. Это место получило такое альтернативное название недаром.

Гранатовый браслет

Данное произведение начинается с того что Княгиня Вера Николаевна Шеина, которая является женой предводителя дворянства, живет на даче, так как в их квартире, которая находится в городе, идет ремонт.

Гранатовый браслет по главам

1 глава. Рассказ начинается с описания непогоды, которая наступила в конце лета на берегу Черного моря. Основная масса жителей начала второпях переезжать в город, покидая сады. Княгиня Вера

Завирайка

Ранней весной двое охотников пошли в снежный лес поохотится на зайцев, и взяли с собой охотничьего пса Завирайку. За охотниками увязалась стая деревенских собак многочисленная и шумная.

Звезда Соломона

Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

Золотой петух

Рассказе «Золотой петух» похож на симфонию, здесь столько звука. Он поход и на прекрасную картину – столько здесь света! В рассказе повествуется о маленьком чуде. Вопрос как раз в том и заключается: было ли это обычным делом

Изумруд

Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

Колесо времени

Главный герой рассказа «Колесо времени»- Михаил, бывший военный, который после службы оказался во Франции, где работает на заводе с другими эмигрантами из России. Очень часто Михаил с друзьями приезжает

Куст сирени

Юный и небогатый офицер по фамилии «Алмазов» пришел домой с выступления в Академии ген. штаба и не снимая одежды уселся в своем кабинете. Жена сразу же поняла, что случилось несчастье

Листригоны

В книге рассказывается о рыбаках – листригонах, которые были потомками греческих колонистов. В Балаклаве наступил октябрь. Из города уехали все дачники, а жители Балаклавы сосредоточились на ловле рыбы.

Мой полёт

Находясь в городе Одесса, писатель Куприн наблюдает диковинные полёты на фанерном аэроплане. Его знакомый Заикин, уже сделав несколько удачных кругов, предлагает писателю полетать вместе с ним.

Молох

Действие в рассказе «Молох» происходит на сталелитейном заводе, где работает инженер Андрей Ильич Бобров. Он страдает бессонницей из-за морфия, от которого не может отказаться. Боброва нельзя назвать счастливым, так как он чувствует отвращение

На переломе (кадеты)

Миша Буланин, ребенок выросший в замечательном доме, отличался хорошими манерами и доверчивым характером. Родители решили отправить мальчика на учебу в кадетскую школу, в которой негласно были установлены жестокие и варварские правила.

Олеся

Рассказчик приезжает на полгода в глухую деревню и от скуки общается и занимается с крестьянами, охотится. Однажды на охоте главный герой сбивается с пути и попадает в дом, где живут ведьма Майнулиха и её внучка Олеся

Олеся по главам

Глава 1. Волею судьбы молодой барин был заброшен в глухую деревню на целых полгода. Отправляясь туда, начинающий писатель не подозревал, насколько тосклива жизнь в этом богом забытом краю. Он собирался

Пиратка

Это грустный рассказ о нищем старике и его собачке Пиратке. Старик не всегда был бедным и пьющим. У него была и семья, и дом, и деньги. Но, однажды, его жена сбежала вместе с приказчиком, а старик с горя запил.

Поединок

Шестая рота заканчивает занятия и офицеры, младшие по званию, пытаются соревноваться, кто ловчее всех срубит чучело из глины. Начинает подпоручик Григорий Ромашов. Он плохо знает дело, поэтому у него ничего не выходит.

Сапсан

История начинается с представления рассказчика, которого зовут Сапсан Тридцать Шестой, и, как мы узнаем впоследствии – является собакой. В самом начале пес рассказывает о своих благородных предках

Святая ложь

Главный герой рассказа «Святая ложь» - Иван Иванович Семенюта, не дурной человек, но его по праву можно назвать типичным неудачником. Из-за своей робости, нерешительности, стеснительности Семенюта не мог постоять за себя еще со времен школы

Синяя звезда

В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

Скворцы

Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии.

Слон

Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

Собачье счастье

Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка

Суламифь

В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

Тапер

В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах

Храбрые беглецы

В пансионе для детей жили трое мальчиков. Когда появилась новая классная дама в группе, она стала придираться к одному по имени Нельгин, за его шалости. Когда было время прогулок

Четверо нищих

Юнкера

Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

Яма

Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким. Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины.

Об авторе

Куприн вырос в не богатой семье, так как отец его рано умер от холеры. После смерти кормильца он попал в сиротский пансионат, затем учился в кадетском корпусе Москвы, в городе котором родилась его мать.

С шести лет у Куприна начинается раннее творчество по военной тематике, связанные с армейскими буднями, бесцельностью время провождения в армии и мещанскими ограниченностями.

В 1905 году автор заканчивает работу над повестью «Поединок», который становится объектом шума и дискуссий, так как общество воспринимает произведение очень негативно. Поэтому армейская служба закончилась отставкой, однако до этого Куприн успел запечатлеться рассказами в журналах.

Так как Куприн повысил квалификацию в сфере журналистики, это помогло ему развить литературную деятельность в таких произведениях как «Брегет», «Ночлег», «Чудесный доктор» и других, которые принесли ему популярность и стали лучшими его творениями.

В 1896 году выходит в свет «Молох» повествующий капитализм и бунт рабочих, когда интеллигенция помогает художественной и литературной поддержкой, и автору помогает познакомиться с М.Горьким, А.Чеховым и другими писателями.

Чехов в жизни пережил много скитаний, и каждое путешествие в жизни выдаёт ему новые произведения повествующие его окружение и быт того времени.

Именно после возвращения из Франции он сильно заболевает, так как эмиграция для него действует пагубно, так как, даль от родины вызывает глубоко засидевшие болезни в уязвимой натуре, когда возвращение в Москву заканчивается гибелью писателя.

Однако были и светлые дни в жизни Куприна, когда в 1908-19011 годах, были созданы революционные рассказы о любви «Гранатовый браслет» и «Суламифь».

Однажды недетский писатель Александр Иванович Куприн сказал, что самые чистые и честные существа на свете — это дети и животные. Таковы главные персонажи грустных, но светлых рассказов «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Слон», вошедших в этот сборник.
Куприн нежно, с глубокой симпатией относится к тем своим героям, которые хорошо делают свое дело. Это маленький акробат Сережа («Белый пудель») и великий доктор Пирогов («Чудесный доктор»). Но, по мысли писателя, жестокие стороны жизни — нищета, болезни, унижения — преодолеваются только верой в чудо и умением сотворить его своими руками.
Храбрый и ловкий Сережа чудесным образом спасает из беды верного друга пуделя Арто. Чудо случайной встречи с милосердным доктором Пироговым полностью меняет жизнь казалось бы обреченной на медленное вымирание семьи Мерцаловых. Девочка Надя из рассказа «Слон» больна апатией, не пьет, не ест. Но она хочет слона. Приносят игрушечного — она равнодушно отстраняется. И тогда ее отец договаривается с хозяином зверинца и приводит к дочке настоящего слона. Для этого в доме приходится сломать некоторое количество стен. Огромное животное ведут по городу и заманивают в дом фисташковым тортом. Слон здоровается с девочкой, пьет с ней чай, играет. На следующий день — вот оно, чудо! — Надя просыпается здоровой.
«Главное — не падайте никогда духом», — сказал доктор Пирогов семье Мерцаловых на прощание. Пожалуй, это самая главная мысль во всех произведениях Куприна, написанных им о детях и для детей.
Рассказы А.И. Куприна написаны прекрасным русским языком и хороши для семейного чтения.
Книга впервые издается с иллюстрациями художника Анатолия Слепкова.

Рассказы А. Куприна

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc

Большой и сильный пес по имени Сапсан размышляет о жизни и о том, что его окружает в этой жизни. Сапсан получил свое имя от давних предков, один из которых в схватке победил медведя, вцепившись ему в горло. Сапсан размышляет о Хозяине, осуждает его плохие привычки, радуется тому как его хвалят, когда они с Хозяином гуляют. Сапсан живет в доме с Хозяином, его дочкой Маленькой и кошкой. С кошкой они дружат, Маленькую Сапсан охраняет, никому не дает в обиду и позволяет ей такое, чего бы не позволил никому. Еще Сапсан любит кости и часто грызет их или закапывает, чтобы погрызть потом, но иногда забывает место. Хоть Сапсан и самый сильный пес в мире, он не рогает беззащитных и слабых собак. Часто Сапсан смотрит в небо и знает, что там есть кто-то, кто сильнее и умнее Хозяина и когда-нибудь этот кто-то заберет Сапсана в вечность. Сапсан очень хочет, чтобы в этот момент Хозяин был рядом, даже если его не будет, последняя мысль Сапсана будет о нем.

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc0">

Рассказы А. Куприна

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b

Рассказ Куприна "Слон" - интересная история про маленькую девочку, которая заболела и ни один доктор не мог её вылечить. Говорили лишь, что у неё апатия и равнодушие к жизни, а сама она лежала в постели целый месяц с плохим аппетитом, ей было очень скучно. Мама и папа заболевшей девочки места себе не находили, пытаясь вылечить ребенка, но ее ничем невозможно было заинтересовать. Доктор посоветовал исполнять любой ее каприз, но она ничего не хотела. Внезапно девочка захотела слона. Папа мигом сбегал в магазин и купил красивого заводного слона. Но Надю этот игрушечный слон не впечатлил, она хотела настоящего живого слона, не обязательно большого. И папа, подумав некоторое время пошел в цирк, где договорился с владельцем животных привести ночью слона им домой на целый день, потому что днем к слону прильнули бы толпы людей. Для того, чтобы слон мог зайти им в квартиру на 2 этаж, специально расширили двери. И вот ночью слон был приведен. Девочка Надя проснулась с утра и очень обрадовалась ему. Целый день они провели вместе, даже пообедали за одним столом. Надя кормила слона булками и показывала ему своих кукол. Так она и уснула возле него. А ночью ей снился слон. Проснувшись поутру, Надя не обнаружила слона - его увели, но интерес к жизни у нее появился и она выздоровела.

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b0">

Рассказы А. Куприна

8dd48d6a2e2cad213179a3992c0be53c