Дать определение социальный статус. Социальный статус и социальная роль. Социальный статус человека в обществе. Виды социальных статусов

Р. Мер-тон

Социальный статус бывает:

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т.

д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Важно усвоить следующее:

Социальные статусы, их виды

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это 2.

достигаемые (приобретенные) Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Существуют статусы 3. статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.

Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, кот. срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание)статусов и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец).

Социальная роль и социальный статус.

Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Cтатусная группа и стиль жизни

В обзоре различных определений статуса я до сих пор фокусировал внимание на статусе как позиции индивида в обществе. Однако, с социологической точки зрения, статус гораздо более интересен как атрибут социальных групп или коллективов. Поэтому нам надо перейти от определений индивидуальных статусов к понятию статуса группы, статуса общин (communities) и коллективных стилей жизни. В то время как американская социологическая традиция часто концентрировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая от Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальными последствиями существования статусных групп и статусных общин (communities) как сплоченных и воинственных социальных коллективов. В книге «Экономика и общество» Вебер признавал различные значения понятия статуса и престижа, но, по-моему, лишь два аспекта статуса он рассматривал особенно серьезно. Во-первых, понятие статуса как системы «сословий», посредством которой общество (особенно феодальная система) делилось на основании юридических, социальных и культурных привилегий, порождавших разделенные между собой, различные кастоподобные группы. Статусные группы превращаются в сословия, когда их привилегии кристаллизуются в систему юридических и экономических иммунитетов, вытекающих из внешнего контроля или регулирования, защищенных обычаем, религией и законом.

Во-вторых, Вебер интересовался анализом исторических и социальных функций статусных групп или статусных общин, которые являются коллективами, имеющими схожий стиль жизни, общую моральную систему, общий язык или культуру, религиозные отличия. В результате эти общие черты культуры порождают изолированные, внутренне солидарные общины, организуемые для защиты или расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными выгодами и привилегиями. С этой точки зрения социальная стратификация создает, поддерживает и распределяет в обществе различные формы власти через механизмы политической монополии, культурного воспроизводства и социального исключения. Идея о том, что статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности получила особое развитие в социологии культуры Пьера Бурдье. С точки зрения этих социологических подходов, мы можем вывести два соответствующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (культурный статус) и статуса как политико-правовых прав (гражданский компонент статуса).

Вебер определял статусную позицию (Stadische Lage) как действенную социальную претензию на знатность (honour) или уважение в форме позитивных и негативных привилегий. Статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекающих из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживается и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через монопольное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Под статусной группой он понимал множество социальных субъектов (actors), которые в более широком социальном окружении успешно претендуют на специфический почет (honour) и пользуются определенными социальными привилегиями. Статусные группы — это общности, имеющие привилегированный доступ к ограниченным ресурсам, особенно если эти ресурсы влекут за собой культурные, моральные или символические атрибуты.

Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные группы или общины (communities) обычно возникают в результате социальной и политической узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета (honour). Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) c точки зрения их внутренней солидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статусные группы — это характерные социальные коллективы общинного характера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследства. Экономические же классы наоборот являются просто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономическими отношениями.

Социальные статусы и социальные роли

Следовательно, статусные общности организованны как общины с целью защиты и укрепления своих социальных привилегий и прав.

Смысл этих формальных определений позволил Веберу предпринять серию сравнительных исторических исследований социальной структуры и социальных изменений. Вебер хотел показать, что экономическое богатство – не единственный критерий социальной власти и влияния. Кроме того, он хотел исследовать общества, в которых престиж, достигаемый через образование или культуру, был значительнее, чем власть, основанная на собственности на средства производства. Например, в своем исследовании китайского общества Вебер придал особое значение политическому и культурному статусу образованных. Он писал, что «в течение двенадцати веков социальный ранг в Китае определялся в большей мере служебной квалификацией, чем богатством. Эта квалификация, в свою очередь, определялась образованием и особенно экзаменом. Китай сделал образование буквально единственным мерилом социального престижа, придав ему большую роль, чем это имело место в Европе в период гуманистов или в Германии».

С точки зрения Вебера, этот культурный слой вносил вклад в укрепление социальной стабильности и традиционализма в Китае, поскольку имелось сходство между конфуцианской этикой слоя и стилем жизни гражданских чиновников. В книге «Религия Индии» Вебер показал, как религиозные убеждения относительно загрязнения играли важную роль в организации и сохранении кастовой системы. Эти примеры подчеркивают тот факт, что Вебер предпочитал проводить историческое исследование властных отношений в человеческом обществе, а не заниматься формальным развитием концептуальных различий между классом, статусом и партией. В последующей социологии веберовское подчеркивание значимости истории было утрачено. Но статическая категоризация различных слоев или сегментов не является заменой исторической социологии.

Развитие Вебером идеи статусных групп было использовано для противопоставления марксистскому анализу экономического класса. Вебер хотел показать, что статусные группы более сплоченные, социально и политически более сознательные, чем экономические классы, которые Вебер определял как действующие на рынке агрегаты. Статусные группы в решающей мере зависят от поддержания исключительного стиля жизни, направленного на сохранение определенных культурных монополий. Статусные группы стремятся воспроизводить себя через механизмы образования с тем, чтобы предотвратить социальную мобильность посторонних и подчеркнуть свою исключительность и партикуляризм. Полезно сравнить книгу Т.Веблена «Теория праздного класса» с веберовской трактовкой статусных групп:

«Для Вебера, как и для Веблена, функция престижного потребления, то есть подчеркивание бессмысленного с прагматической точки зрения стиля потребления, требующего многих лет изучения, состояла в том, чтобы предотвратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто поднялся на вершину в предшествующие годы или эпохи. Поэтому статусные группы определяются по специфическим стилем жизни».

Таким образом, статусная группа – это сообщество индивидов, которые организовались для поддержания или расширения своих социальных привилегий посредством механизма социального закрытия с целью защитить существующие монопольные привилегии от посторонних. …Существование статусных групп неизбежно вызывает социальный конфликт и социальную борьбу, хотя эти формы социальной борьбы часто могут быть замаскированы или скрыты.

Конфликтная социология

Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

…Историческое развитие статусной стратификации в Соединенных Штатах отличалось от развития классовых систем в Европе по ряду важных моментов. Прежде всего Соединенные Штаты не унаследовали феодальной знати, а миграция играла ключевую роль в формировании в качестве главного компонента ценностной системы чувства индивидуального успеха, социальная же система организовывалась в отдельные конкурирующие этнические общности. Эти исторические различия частично объясняют и различие подходов к социальной стратификации в американской и европейской социологии. В то время как европейская социальная теория прежде всего интересовалась ролью экономических классов в индустриальном обществе, американские социологи больше интересовались изучением социальной мобильности индивидов, анализом структуры занятий и субъективным восприятием престижа.

В американском контексте веберовский конфликтный подход к статусным привилегиям был трансформирован и перекрыт «Уорнеровской социологической школой». Понятия «статуса» и «класса» были cлиты, а важность конфликта в формировании сознания игнорировалась. Социальная стратификация теперь рассматривалась как непрерывная градация позиций, которые приравнивались к ранжированию по престижу. Индивиды рассматривались как движущиеся через эти ранжированные позиции благодаря своим личным усилиям; понятие социально замыкающихся статусных групп, стремящихся монополизировать ресурсы, было оставлено в пользу образа Америки как бесклассового общества, имеющего большие возможности для социальной мобильности. Упор на классовый конфликт и конкуренцию статусных групп, составляющие существенные элементы в динамическом процессе исторических преобразований общества (что мы отмечали в социологии как Маркса, так и Вебера) был вытеснен подчеркиванием консенсуса в исследованиях общин (communities) школой Уорнера и структурно-функционалистской теорией стратификации Л.Дэвиса и У.Мура. Конечно, эти подходы к социальной стратификации в американской социологии в конечном счете подверглись широкой критике за то, например, что функционалистский подход к статусу игнорировал существенное неравенство, роль порожденных им интересов, монополизацию ресурсов и масштабные межгрупповые конфликты, имеющие место в американской жизни.

Обрисовав разнообразие определений и подходов к статусу, я теперь хотел бы более ясно сформулировать мой собственный подход. Во-первых, я особо подчеркиваю политико-правовые черты понятия статуса. Как я уже отмечал, в латинском языке это слово первоначально означало правовую позицию или положение в обществе, в соответствии с которой гражданин мог претендовать на различные формы избавления от политических и налоговых обязательств. Поэтому под статусом я подразумеваю прежде всего комплекс социально-политических претензий к обществу, которое дает индивиду (или, выражаясь более социологически – группе) определенные блага и привилегии, выделяя его из числа других индивидов или групп. Эти социально-политические претензии (claims) касаются ограниченных ресурсов, особенно образования, культуры и символических ресурсов. Этот культурный аспект статуса порождает второе измерение: понятие статуса как культурно специфического стиля жизни, выделяющего в обществе статусную группу с особой идентичностью. В феодальных обществах доступ к привилегиям был организован исключительно через сословия (духовенство, дворянство и простые люди), которые имели свои культурные и ценностные системы. В модерновом обществе борьба по поводу социальных привилегий и отличительных символов более подвижна и открыта, она вовлекает в себя бесчисленное количество групп, коллективов и слоев.

Подчеркивая социально-политический аспект, легче поддерживать более четкую грань между статусом и идеей экономического класса, поскольку класс касается системы экономического неравенства в обществе, используя категории производства, собственности и потребления. Поэтому я бы предпочел использовать понятие «экономический класс» как эквивалент «социального класса». …С одной стороны, я хочу разграничить экономические классы и статусные общности, а с другой — я считаю, что классовый и статусные анализы -далеко не взаимоисключающие вещи, их эффективнее всего использовать в комбинации… Мой анализ социальной стратификации показывает экономическую структуру общества (классы), распределение юридических прав (гражданство) и организацию престижа и почета в терминах «культурного капитала» (статус как культурно-своеобразный стиль жизни).

Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

Статусные колонны или блоки оказываются вовлеченными в статусную политику, которая включает заявление претензий к государству на социальные права группами, испытывающими некоторую дискриминацию и апеллирующими к современному, универсалистскому законодательству. Поскольку уравнительный универсализм является главным критерием современных демократий, граждане будут испытывать разные формы неравенства с точки зрения таких особенностей статуса как возраст, пол или национальность. Там, где эти статусные колонны становятся получателями государственной помощи, мы имеем статусную политику… В политико-правовом смысле я подразумеваю под статусом (комплексом социальных требований к общественному хозяйству или государству) современное гражданство…

Б.Тернер. Статус (Из книги: Bryan S.Turner. Status. Open University, Milton Keynes, 1988). /Переводс англ. и редакция В.И. Ильина. Доступно из URL: http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/terner.htm

Л. Уорнер
Социальный класс и социальная структура

Введение

Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо - общество, логия - наука, знание).

Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.

Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.

Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.

В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социального статуса и социальной роли.

Социальные статусы.

Значение термина «статус»

Социальный статус - то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

Существует два основных значения термина «статус»:

1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.

2. Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.

Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.

Виды статусов

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он -- мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин -- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен -- он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус -- положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр -- прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно.

Однако негр в США, ЮАР и на Кубе -- разные социальные статусы. На Кубе негр -- представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр -- не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской семьи", "потомок дворянского рода" и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Поясняющий пример

Приписываемый статус у шамана. Им не становятся, а рождаются. Надо обладать особой предрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.

Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский -- только мужская должность.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща -- это мать-в-законе, тесть -- отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери -- достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак, обобщим сказанное: статус -- позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

Собственно социальные статусы.

Их не существует в природе, они появляются только в обществе. К ним относятся: экономический, профессиональный, политический, культурный (в т.ч. религиозный), территориальный и др.

Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы . Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, тури сты, беженцы, люди без определенного места жительства.

Не путать! Личный статус и социальный статус - это не одно и то же. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то личные – результат распределения ролей в малой группе.

Личный (межличностный) статус – это позиция человека в семье, спортивной команде, бригаде, кругу друзей и т.д., т.е. в малой группе. Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком кругу людей. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда – пример межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые.

Социальный статус человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни. Некоторые статусы (генерал, православный и т.п.), распространяются на все сообщество людей. Они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Социальный статус в узком смысле – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому негру – талантлив он или нет, добродетельный или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример – предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она – женщина.


Различия между двумя видами статусов – социальными и личными – хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус «любимого сына» – это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он – любимый сын. А в другой – он совсем не любимый, и в обществе он – не любимый сын. А вот позиция «старший сын» – это характеристика общественная, или социальная.

Что такое «старший сын»? В зависимости от того, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим данного общества.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семьи, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, то есть быть лидером, независимым, аутсайдером.

Так, например: врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом. Любое государство предлагает своим индивидам определенный набор статусов, соответствующих и возможных на каждом историческом и общественном этапе развития общества. Более того, общество создает поле конкурентной борьбы за статус. На специфику этой борьбы влияет возраст, пол индивида, его социальная и профессиональная принадлежность. Само понятие социальный статус личности имеет три составляющих: социология (прилаг.: социальный), статус и личность. · Социология -это наука об обществе. · Личность - это индивид, который является носителем не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей. Много личностей составляет общество. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. · Статус - это социальная позиция занимаемая личностью в обществе. Виды статусов: · Личный статус - это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. · Социальный статус - это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной). · Статусный набор - это совокупность статусов принадлежащих одному индивиду. · Предписанный статус - статус который человек приобретает по факту рождения (напр.: титул, который по наследству) · Достигаемый статус - положение которого человек достигает благодаря своим усилиям. · Естественный статус - этостатус, который опирается на биологический признак. (мужч., женщ.) Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус зависит от: · возраста; · пола; · профессии; · происхождения; · семейного положения; · дохода; · образования. Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один единственный социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли. Социальный статус и социальные роли - это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д. Существуют противоречия статусов, что ведет человека к дискомфорту, следовательно, он стремится к изменениям. Например: в США долгое время существовала расовая дискриминация афроамериканцев. Со временем представитель этой расы становится президентом США. Это значит, что статусная система общества изменилась. Соотношение предписанных и приобретенных статусов отражается в социальной структуре. В рабовладельческом, феодальном и кастовом обществе преобладают предписанные статусы, т.к высоко ценятся родственные связи для статусности. В демократическом обществе приобретенные статусы преобладают. Социальная роль личности- это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию. Аспекты социальной роли: · способ поведения; · формализация: а) можно общаться формально (пр-р.: лектор- студент на занятии); б) общение в не формальной обстановке (пр-р.: те же при случайной встрече на улице); · приобретенные роли - в детстве это игрушки, а во взрослой жизни это осознанный выбор профессиональной деятельности; · масштаб связей - одни роли предполагают широкий круг общения (пр-р.: журналист), а другие роли ограниченный круг (пр-р.: родитель по количеству детей в семье); · эмоциональный аспект - судья, актер; · мотивационный аспект - интерес, финансы, престиж или иное. Деление социальных ролей: · поведение личности; · ролевое ожидание окружающих от поведения личности. (Под призмой профессии, звучит примерно так, что можно актеру, нельзя судье.) · социальные роли (деятельность человека в группах); · межличностные роли (семья, друзья). Процесс социализации. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Человек наблюдает за окружающими, а затем подражает им, принимая правила. Но у человека существуетет определенная степень свободы, которая не должна нарушать свободы других людей и системы общества. Социализация - это процесс формирования личности, в ходе которой человек усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли. (Индивид либо действует так как от него ждут, либо совершенствуется в соответствующей ему роли). Идет совмещение внешних факторов и внутренних качеств человека. Агенты социализации - это члены общества, которые оказывают влияние на формирование личности. В детстве родители, а с 3-х лет количество агентов социализации увеличивается. Конформизм - пассивное принятие существующего порядка. Формы социализации: · Адаптация - пассивное приспособление к среде; · Интеграция- активное взаимодействие личности со средой, в результате которой не только среда влияет на личность, но и личность изменяет среду. Степень завершенности социализации определяется: · Умением распоряжаться финансами независимо от других. · Возможностью обеспечить себя средствами к существованию. · Способностью проживать отдельно от родителей. · Способностью в выборе образа жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Что значит понятие социальный статус личности? 2. Назвать три составляющие социального статуса личности. 3. Назвать виды социальных статусов. 4. От чего зависит социальный статус личности? 5. Какова суть понятия социальная роль? 6. Что входит в статусный набор человека? 7. Каковы основные аспекты социальной роли личности? 8. Социализация личности, что это?

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные статусы и роли

Реферат по социологии

Выполнила

Тищенко Т.М.,

учитель истории

19.04.2014 г.

План

Введение

  1. Статусы - основные элементы социальной структуры общества:

1.1. Социальный и личный статус

1.2. Приписываемый и прирожденный статус

1.3. Достигаемый статус

1.4. Главный статус

2. Элементы статуса:

2.1. Социальная роль – поведенческая сторона статуса

2.2. Статусные права и обязанности

2.3 Имидж – статусный образ

2.4. Статусная идентификация

Заключение

Введение

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

При работе над темой нами были изучены работы С.С. Фролова [ 9 ], А.И Кравченко , , В.Г. Немировского , А.К. Сковикова, А.П. Бойко , С.С. Новиковой , работы по социологии под редакцией А.М. Визельман

[ 7 ], А.Ю. Мягкова[ 6 ], Г.В. Осипова .

А.И. Кравченко очень подробно знакомит читателей с понятием социального статуса, но о социальной роли говорит мало, кратко. А вот в работе В.Г. Немировского, наоборот, большое внимание уделяется изучению социальной роли личности в обществе в опоре на исследования социологов с мировым именем, а о социальном статусе сказано лишь несколько фраз.

В книге С.С. Новикова для объяснения понятия социальная роль автор использует пример, взятый из классической литературы – пьесы В. Шекспира, что эмоционально украсило изучение данной темы. В учебном пособии А.Ю. Мягковой об исследуемой нами проблеме говорится буквально на двух страницах, что нас несколько огорчило, поскольку стиль автора прост, доступен для понимания даже непосвященного читателя. Незаменимым подспорьем в работе стало справочное пособие для студентов в виде шпаргалки.

Некоторые затруднения вызвал понятийный аппарат, данный авторами не одинаково в разных изданиях. Одни из них вели разговор о статусной роли, другие – о социальной роли. Задавшись вопросом, являются ли эти два понятия обозначением одного явления, мы внимательно изучили мнения разных сторон и пришли к выводу, что понятия статусная роль и социальная роль являются выражением одного и того же - это ожидаемое поведения человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

  1. Статусы – основные элементы социальной

Структуры общества. Виды статусов.

1.1. С о ц и а л ь н ы й и л и ч н ы й с т а т у с

Термин «социальный статус» (от лат. status - состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции. Необходимо различать два вида статусов: социальный и личный .

С о ц и а л ь н ы й статус употребляется в двух значениях - широком и узком. В широком смысле социальный статус - это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, национальной) .

Социальные статусы - "водитель", "мать", "мужчина" и т.п. - всего лишь пустые ячейки в социальной структуре общества. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы и полезны обществу: врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

Любой человек участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название статусного набора (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном) .

Л и ч н ы й с т а т у с - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы относятся к нему с подозрением или осторожностью. Потом окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный статус.

1.2. П р и п и с ы в а е м ы й и п р и р о ж д е н н ы й с т а т у с.

Кроме рассмотренных статусов существуют и другие.

Приписываемый статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится.

Возраст является приписываемым статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Следовательно, "сын" может быть как прирожденным, так и приписываемым статусом.

Прирожденными статусами считаются только три социальных статуса: пол (мужчина и т.п.), национальность (русский и т.п.), раса (негр и т.п.). Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. К прирожденным статусам также относятся личные статусы: "сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен".

Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол - мужской или женский - следует считать прирожденным?

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители - лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте.

Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный статус, но к нему не сводится. Биологически унаследованный статус называют прирожденным. В отличие от него социально приобретаемый статус называют приписываемым. Приписываемый статус неподконтролен индивиду.

Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним - приписываемый статус .

1.3. Д о с т и г а е м ы й с т а т у с.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п. Достигаемым или приобретенным являются статусы депутата, рабочего, учителя, студента.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

1.4. Г л а в н ы й с т а т у с.

Каждая личность, как правило, имеет много статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его .

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные, независимо от того, каков набор статусов у данного индивида (например, статус чемпиона мира).

  1. Элементы статуса личности в обществе.

Элементами статуса являются: социальная роль (социально одобряемое

поведение), права и обязанности, статусный образ (соответствие образу

своего социального и личного статуса), идентификация (психологическое

отождествление себя со своим статусом) .

2.1. С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э. Дюркгейм, М. Вебер, а позднее - Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Линтон и др. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С. Кон, В.А. Ядов. «Социальная роль, - пишет И.С.Кон, - это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» .

В мировой литературе распространен образ человека как актера, играющего заданные ему социальные роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают слова В. Шекспира, сказанные им в пьесе «Как вам это понравится»:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки…

Потом плаксивый школьник, с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст-

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса – кошель,

В штанах, что в юности берег, широких

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта… А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы-

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего .

Заимствованное из театральной жизни понятие «роль» было введено в язык социологии и получило широкое распространение вначале среди американских социологов и социальных психологов под влиянием работ Г. Мида и Д. Морено. Надо сказать, что ролевая концепция личности довольно широко распространена как в западной (Т. Парсонс, Т. Мертон, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной науке (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

В настоящее время она активно используется в системе категорий современной социологии. Социальная роль - это совокупность норм, определяющих поведение людей, действующих в определенной социальной ситуации в зависимости от их статуса или позиции, и само это поведение, реализующее данные нормы. Любое общество или социальную группу можно представить как набор определенных социальных позиций (начальник, подчиненный, отец, ребенок и т.п.). Эти позиции диктуют человеку особое поведение, вытекающее из данной позиции.

Социальную роль образно можно представить как точку, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. Социальная роль имеет как бы два полюса: с одной стороны, это ролевые ожидания - то, чего окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли, с другой -ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках данной роли .

Содержание социальной роли складывается из ценностных ориентации личности, социальных норм, регулирующих ее деятельность в самых разных областях социальной жизни: от семейной до политической. Роль может выполняться человеком как неосознанно, автоматически, так и вполне сознательно. В основе сознательного принятия роли могут лежать и различные потребности личности (потребность в деятельности, в престиже, в материальном благополучии и т.д.), и внешняя необходимость.

В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента:

  • описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписание - требования в связи с подобным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции - социальные последствия действия в рамках требований соц. роли.

Каждая нормативная система имеет определенный «набор ролей».

Американский социолог Т. Парсонс полагал, что для описания социальной роли следует использовать пять характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, учителя или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, когда люди обычно бурно проявляют свои чувства.

2. Способ получения. Ряд ролей обусловлен предписанными статусами (например, ребенка, юноши или взрослого гражданина): они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда речь идет о роли профессора, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий человека.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми на основе установленных правил. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Так, ожидается, что предприимчивый человек поглощен своими интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Парсонс считает, что любая социальная роль включает определенное сочетание перечисленных характеристик .

Роли задаются личности несколькими способами.

Во-первых, имеются устойчивые ожидания общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом. От руководителя ожидают компетентности, решительности, заботы о подчиненных, от отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания и готовности прийти на помощь.

Во-вторых, роли существуют в виде совокупности ценностных ориентации личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью.

В-третьих, существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Ни один из способов закрепления ролей не является первичным. Социальная роль формируется на их пересечении, но при этом в различных культурах и сферах общественной жизни каждый из названных способов имеет неодинаковое значение.

На принятие человеком той или иной социальной роли влияют не только социальные условия, но и природные факторы: пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья. Так, многие люди не могут работать по некоторым специальностям, заниматься определенными видами спорта, по состоянию здоровья выполнять роль отца или матери и т.п.

Каждый человек одновременно выполняет различные роли. Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые поведению человека различными социальными ролями не противоречили друг другу.

Для описания системы социальных ролей личности как целостности в отечественной социологии традиционной используются два понятия: «образ жизни» и «стиль жизни». Образ жизни можно определить как совокупность устойчивых форм жизнедеятельности индивида или социальной группы в единстве с их условиями.

Стиль жизни - понятие более узкое и описывает те виды жизнедеятельности человека (в совокупности с их условиями), которые выбраны им самостоятельно, без внешнего принуждения. Иными словами, если образ жизни человека характеризует ту сторону системы его социальных ролей, которая принята под воздействием социальных норм и требований, то стиль жизни - социальные роли или их элементы, выполняемые им в соответствии с внутренней предрасположенностью.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Социальная роль -поведенческая сторона статуса. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "администратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей области знаний" и другие. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называют

Р о л е в ы м н а б о р о м.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса.

Модель поведения, ориентированная на конкретный социальный или личный статус, называется статусной ролью или социальной ролью, или просто ролью. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. Подданные же должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Итак, социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, обусловленных его местом в системе общественных отношений и социальным статусом, является своего рода связующим звеном между обществом и личностью. Именно в системе выполняемых личностью социальных ролей персонифицируются общественные отношения.

При анализе ролевого поведения личности важно учитывать, что человек – не пассивная марионетка в руках судьбы. Люди свободны в выборе не только своих социальных ролей, они могут существенно отступать, отклоняться от следования предписаниям социальной роли. Человеку предоставляются широкие возможности для выбора того или иного варианта поведения в рамках объективной необходимости и, следовательно, создает основу для возникновения ответственности за свои поступки [ 3, с. 113].

2.2. С т а т у с н ы е п р а в а и о б я з а н н о с т и.

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или священник.

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осуществление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "академическими свободами": независимость суждений, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением.

Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгнания из своей среды. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения .

2.3. И м и д ж - с т а т у с н ы й о б р а з.

Статусные права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статуcе .

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.

2.4. С т а т у с н а я и д е н т и ф и к а ц и я.

Статусная идентификация - это отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом. Так, обязательным атрибутом сегодняшнего профессора должен быть костюм с галстуком.

Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистанцироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фамильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая дистанция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную ногу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают.

Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он также фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчиненным не фамильярничает, а грубит.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам .

Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации.

Чиновник, берущий взятки, - пример низкой идентификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост. Но обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.

Заключение

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли ), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Различают социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе (профессия, класс, национальность). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить: 1)на приписываемый (т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения - пол, возраст, национальность, раса), например: русский, мужчина; 2) на достигаемый (т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида), например: депутат, рабочий, учитель, студент; или который назначается ему по прошествии времени, например: взрослый человек, теща, зять, безработный.

Каждая личность имеет множество статусов, но только один из них г лавный - наиболее характерный для данного индивида статус.

Социальная роль - это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой.

Т. Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли:

Эмоциональность (одни роли требуют раскованности, другие - сдержанности); -способ получения (одни предписывают, другие - завоевывают);

Масштабность (часть ролей строго сформулирована, другая - размыта);

Формализация (действие в строго установленных правилах, либо произвольно); -мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.).

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Престиж - это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении, и разделяемая обществом. Общество, в котором существует необоснованная заниженность престижа одних статусов и, наоборот, необоснованная завышенность престижа других, не может нормально функционировать.

Например, в современной России статус ученого, студента, учителя, врача занижен, т.е. утрачено равновесие статусов. При этом наблюдается несоответствие между реальной значимостью некоторых индивидов и социальных групп и их социальным положением, между трудом и вознаграждением за него. Данное явление можно характеризовать как социальную несправедливость.

Итак, социальный статус - это права и обязанности, а социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной социальной системе, т.е. совокупность требований, предъявляемых обществом к личности, обладающей тем или иным статусом.

Список использованной литературы

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию. –М.: Новая школа, 1995. –с.93-112.
  2. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1996.
  3. Немировский В.Г. Общая социология. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. –с. 105-113.
  4. Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России.- М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.с. 270-273.
  5. Сковиков А.К., Бойко А.П. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебно- практическое пособие - М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Издательство «Флинта», 2003. – с. 65-67..
  7. Социология. Основы социологических учений: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.М. Визельман. – М.: СГУ, 1999. –75 с.
  8. Социология. Учебник ддля вузов / Под ред. Г.В. Осипова и др. – М., 1995.
  9. Фролов С.С. Основы социологии. М., : Юрист, 1997, с. 228-250