Огненный змей. Откуда появляется и кому угрожает огненный змей? Славянская мифология Оригинальный метод защиты

Славяне считали, что зло многолико. В их мифологии существовал интересный персонаж - огненный змей. В странах Запада есть сходное существо - инкуб. Он соблазняет вдов и девиц, забирая их жизненные силы. Говорят, что огненный змей и нынче может проникать в жилища неосторожных красавиц, творя свое черное дело. Как с ним справиться, не попасться на уловки? Давайте разбираться.

Описание

Разные имена получало это в селениях. Одни кликали его "змей-любака", другие - "налет огнянный", третьи называли проще - «маньяк», четвертые - "прелестник". Однако все описывали цели его появления одинаково. Приходила сущность только ко вдовам и незамужним девицам и дарами чудными соблазняла. Отдавшись же искусителю, женщина увядала от странной страсти, погибала.

Огненный змей являлся не ко всем подряд. На тропинках и дорогах вечерами он раскидывал приманку - всяческие подарки. То колечко или платочек красивый положит, то бусы блестящие развесит на кустах. К той девице, что поднимет предмет без благословения, ночью являлся огненный змей. Светящимся коромыслом или пламенным веником подлетает он к трубе избы и проникает внутрь. А перед красавицей он является в облике мужчины, по которому она скучает. Если жертвой выбрана вдова, значит, выглядит дух как ее покойный муж, девица - отсутствующий дружок.

Распознать прелестника, отличить от настоящего юноши просто: у него, как говорят, нет хребта. Подобно всякой иной нечисти, огненный змей не может правильно произносить имена святых. Например, в его устах Господь - это «Сус Христос», а его мать - «Чудородица».

Зачем прелестник приходит к своей жертве?

Злой дух славян появляется в качестве Дело в том, что благочестивым людям запрещалось горевать по умершим, тосковать по отсутствующим. Это считалось делом недостойным, дурным. Подобные чувства возникали только у тех, кто недостаточно верует, а это уже серьезный грех. Кроме того, искусителя могла заинтересовать девушка, лишившаяся до свадьбы невинности. Огненный змей чувствовал, что женщина грешна, и пытался ее соблазнить.

Поначалу змей ей подбрасывал дары, испытывая. Если она проявляла неразумную жадность, то и сам являлся. Это мифологическое существо, как гласят легенды, вступало с грешницей в половую связь. Женщина от этого страдала. Она переносила свое чувство к отсутствующему (или погибшему) любимому на злого духа, то есть отдавала ему жизненную энергию. От этого страдало ее здоровье, как физическое, так и духовное. Девушка постепенно попадала в зависимость от ласк демона, мучилась, когда его не было. Связь могла привести к ложной беременности. Согласно сказаниям, плод находился в теле ненормально долго - до нескольких лет. Когда же наступали роды, вместо ребеночка из чрева выходил песок или головешка. Иной раз дитя все же рождалось. Оно было черное, холодное, с копытами вместо ножек. Жил такой страсти недолго.

Как изгонялся огненный змей

Содержит несколько рецептов борьбы со злой силой. Недужную поили отваром одолень-травы или репейника. Эти же растения развешивали по стенам комнаты в качестве оберега. Желательно было, чтобы женщина рассказала о своем ночном госте постороннему человеку. У восточных славян это условие считалось обязательным. Если женщина сможет открыться, понять, что с ней творится что-то дурное, значит, есть надежда на спасение. Кроме того, вдовы зачастую не ложились спать в одиночестве и клали в постель ребенка. Тогда прелестник не появлялся. Рекомендовалось читать над девицей молитву от блудного беса, что содержалась в требнике Петра Могилы. А двери, окна и дымоходы освящали произнося слово «Аминь!». Если эти методы не помогали, то с недужной беседовали уважаемые в селении люди. Они убеждали надеть на являющееся существо крест. Естественно, огненный змей на такое не соглашался. Если девица проявляла настойчивость, он исчезал навсегда.

Оригинальный метод защиты

Есть такое поверье, что избавиться от прелестника можно особым способом. Нужно самой одеться и деток своих обрядить в жениха с невестой. На вопрос дьявольского существа о том, зачем она это делает, нужно отвечать, что брат сестру берет. Прелестник скажет, что так не положено. На это следует ответить: «А разве мёртвый к живой ходит?» В Карпатских селениях уверяли, что огненный змей более к несчастной не являлся.

Опасность этого существа состоит в том, что под его влиянием женщина не просто болела, а сходила с ума, становилась неадекватной. Через некоторое время она накладывала на себя руки. Грех падал на все ее потомство до седьмого колена, поэтому несчастную старались вызволить из лап нечисти всеми силами.

в славянской мифологии

Легенды об огненном змее есть у многих народов. Он встречается в русских былинах и сербских эпических песнях. Сюжеты во многом перекликаются. К примеру, есть повествование о том, как это существо соблазнило женщину, которая впоследствии родила сына. Ребенок вырос и победил своего злого отца в честном бою.

В сказаниях об извечной борьбе света с тьмой тоже упоминается прелестник. Там он фигурирует в качестве помощника дьявола, который внушает страсть незащищенной женщине.

На Правобережной Украине существуют легенды, в которых это существо называется "обаяснык". Это жених-мертвец, являющийся к грешнице. Чтобы предотвратить его визиты, запрещено смотреть на звезды во Власьев день.

Заключение

Интересно, что у многих народов в мифологии присутствуют злые существа, обладающие сходными характеристиками. Наверняка их не просто придумали, что-то явилось основой появления таких легенд у людей, никак не общавшихся друг с другом. А может, как говорят конспирологи, их специально внедрили в народное творчество те, кто желал приучить людей к послушанию? А как думаете вы?

(также змей-любака, маньяк, налёт огнянный, прелестник ) - злой дух, мифологическое существо в преданиях славян. Часто является инкубом - ипостасью ходячего покойника или чёрта, принимающего облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, и вступающего в любовные отношения с женщинами.

Описание

В воздухе он выглядит как огненный змей (восточно-, западнослав.). Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета (рус.). Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают (укр., пол.). Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами - укр., воронеж.), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал).

Огненный змей, хоть и принимает человеческий облик, имеет физические недостатки, характерные для демонов: отсутствие спинного хребта (рус.). Как и вся нечисть, он не способен правильно произносить сакральные христианские имена: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» - «Чудородица» (рус). Подарки его недолговечны: гостинцы, которые он приносит женщине, с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз или камни (рус, з.-укр), а деньги и драгоценности - в черепки. Для завлечения своих жертв огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает (в.-укр.).

Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

Основные занятия

Основным занятием огненного змея являются его сексуальные отношения с женщинами.

От связи с демоном женщина может забеременеть. Беременность в этом случае протекает ненормально долго - до трех лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т. п. (рус.), что соответствует представлениям о бесплодности нечистой силы. Если рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век (рус.), а тело его холодное и подобно студню (з.-укр.). Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает.

Причины появления змея

В восточно-славянской традиции главной причиной домогательств огненного змея является нарушение запрета сильно горевать по умершему, тосковать по находящемуся в отлучке мужу. Змей получает доступ к девушке, потерявшей невинность (рус.). По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи (или обращается в них сам): бусы, перстни, платочки, крест с загнутыми концами. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

Методы изгнания

Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.

Средством исцеления от напасти служили исповедь постороннему человеку (восточно-слав.). Женщина не должна была спать в одиночестве, но вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц (рус.). В качестве лекарств использовались одолень-трава (валериана), отвар репейника, как оберег - стебли репейника на стене (рус.). В доме рекомендовалось читать Псалтирь, а над жертвой - молитвы от блудного беса из требника Петра Могилы (рус.), ставить крестное знамение на дымоходы, окна, двери с произнесением слова «Аминь!» («зааминивают»).

Также через почтенных людей убеждали женщину попробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.

Во Власьев день нельзя смотреть на звёзды, чтобы не увидеть огненного змея (рус.). Распространённым мнением было, что если удивить змея - он исчезнет. Для этого женщина одевала своих детей - мальчика и девочку в свадебные наряды или одевалась в них сама, на вопрос змея, зачем она это делает, отвечает: «Брат сестру берёт» - «Но разве может быть такое, чтобы брат сестру брал?» - «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?» (карпат.). После этого огненный змей оставлял свою жертву в покое.

Мифы и заговоры

Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях, в русских былинах, сказках и заговорах, а также в житийной Повести о Петре и Февронии Муромских, которая основана на фольклорном материале.

К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.

В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.

Украинские поверья

Обаясныки - так местами на правобережной Украине называли змеев-летавцев . Считалось, что если сильно горевать по умершему, то последний обращается в злого духа обаясныка и по ночам летает к горюющему. Этот демон более известен под именем летавца; о нём упоминает Иннокентий Гизель. Поверье об обаясныках примыкает к обширному циклу сказаний о женихе-мертвеце (тема, разработанная в балладе Бюргера «Ленора»). Специальные монографии о женихе-мертвеце - профессора Созоновича (на русском языке) и профессора Шишманова (на болгарском языке). Об обаясныках-летавцах см. в ст. Подбереского в «Zbior Wiadomósci do antrop. krajowej» (IV, 9) и в «Трудах» Чубинского (I, 193). Любопытно само слово "обаясныки", в котором сохранилось древнеславянское слово "обавити, обаяти", в значении околдовать (первоначально - оговорить, ср. "байка, обаяние"). В старинных русских памятниках (например в Азбуковниках) встречается близкий термин - обаяници, в значении колдунов.

Огненный змей в литературе

Образ огненного змея запечатлён русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в балладе «Змей», написанной им в 1847 году.

Огненный Змей - в славянской мифологии змеевидный демон, наделенный антропоморфными чертами. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древнеславянских традициях. Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего родится существо змеиной породы (см. также Змей Огненный Волк); сын Огненного Змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный Змей - воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар - птицей восточнославянских сказок. В заговорах Огненный Змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. В Огненного Змея могут превращаться колдуны.

Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни южных славян об огненном змее // Научный бюллетень Ленинградского государственного университета. 1946. № 11-12.

Змей Огненный - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если Огненный Змей полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу Красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя! А на самом деле у Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях.

Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть (говорят: «Полунощник напущен»); а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются Огненному Змею).

Есть, впрочем, средства избавиться от посещения Змея. Совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый. Для этого они велят в то время, как избранница сидит за столом с Огненным Змеем и угощает всем, что он приносит и выставляет, уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика хвоста? Если затем окажется, что прилетевший подлинно нечистый, то, чтобы избавиться от него, надо сесть на порог, очертиться кругом, расчесать волосы и в то же время есть коноплю. Когда же Змей спросит: «Что ешь?» - надо отвечать: «Вши». Это ему столь не по нутру, что он попихнет в бок или ударит, но с того случая больше летать не станет.

Для девицы, зачарованной Змеем, существует надежный способ избавиться от лютых чар. Надо в безлунную ночь набросать в котел вещих трав: горечавки овечьей, чемерицы, ириса, донника - а под утро окатить себя отваром - и Змей навсегда забудет дорогу к дому. Но следует помнить: травы должны быть собраны только в русальную неделю, не раньше, не позже.

Ходят повсеместно слухи о том, что от Огненных Змеев женщины рожают детей, но большей частью недолговечных («как родился, так и ушел под пол») или прямо мертвых .

Рождение уродов точно так же приписываются участию Змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся «черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками»: кикиморы.

Бывали, по словам седой старины, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывающих порождавшую их на белый свет красавицу. Сохранил народ в своих сказаниях вещую память и о таких детях, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца.

На помощь прибегают шатающиеся по деревням странники. Они, от всех подобных проказ нечистой силы во образе Огненных Змеев, пишут на бумажках 40 раз псалом: «Да воскреснет Бог» - и велят надеть на крест и носить, не снимая.

Огненный змей — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян.

Другие названия: змей-любака, летун, летучий, литавец, маньяк, налёт, огнянный, прелестник.

Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал). Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

Средством исцеления от напасти служили исповедь постороннему человеку. Женщина не должна была спать в одиночестве, но вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц. В качестве лекарств использовались одолень-трава (валериана), отвар репейника, как оберег — стебли репейника на стене. В доме рекомендовалось читать Псалтирь, а над жертвой — молитвы от блудного беса из требника Петра Могилы, ставить крестное знамение на дымоходы, окна, двери.

Также через почтенных людей убеждают женщину пробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.

По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

По общераспространённым народным представлениям, когда посещает чей-то дом (как правило, влетая в печную трубу), то может приносить золото, но его подарки с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз.

Жертву своих иллюзий огненный змей истязует, высасывая кровь или молоко из грудей.

Также огненный змей не имеет спинного хребта и не в состоянии правильно произносить некоторые слова: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» — «Чудородица».

Если от связи с демоном рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век, а тело его холодное и подобно студню. Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает.

Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях, в русских былинах, сказках и заговорах, а также в житийной Повести о Петре и Февронии Муромских, которая основана на фольклорном материале.

К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.

В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.

Видимым проявлением огненного змея считались болиды, летящие наклонно или по горизонтали, которые были видны несущимися по воздуху в виде длинной и широкой ленты из красноватых искр, и вызывали у невежественных людей суеверный страх. Образ летящего змея при этом связывался с проявлениями временного умственного помешательства или депрессивными галлюцинациями впечатлительных женщин, потерявших своих возлюбленных.

Завидев летящий болид, верящие в огненного змея, кричали ему «Аминь, аминь, рассыпься!»


Огненный змей

Дева на огненном змее. Лубок.
Змеевидный [ ] демон-оборотень [ ]
Мифология Славянская
В иных культурах Обаясныки , Вереселень
Иллюстрации на Викискладе

Огненный змей (также змей-любака, маньяк, налёт огнянный, прелестник ) - злой дух, мифологическое существо в преданиях славян. Часто является инкубом - ипостасью ходячего покойника или чёрта , принимающего облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, и вступающего в любовные отношения с женщинами .

Описание

В воздухе он выглядит как огненный змей (восточно-, западнослав.). Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета (рус.). Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают (укр., пол.). Огненный змей посещает в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, принимая вид любимого человека, о котором тосковала хозяйка. По поверьям, от таких визитов женщина начинает чахнуть и умирает .

По этой причине за одинокими женщинами присматривали соседи, и когда замечали, что молодая вдова говорит сама с собой, считали, что к ней прилетает огненный змей. Тогда соседи начинали спасать женщину, поскольку если этого не сделать, то она вскоре умрет .

Огненный змей, хоть и принимает человеческий облик, имеет физические недостатки, характерные для демонов: отсутствие спинного хребта (рус.). Как и вся нечисть, он не способен правильно произносить сакральные христианские имена: вместо «Иисус Христос » он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица » - «Чудородица» (рус). Подарки его недолговечны: гостинцы, которые он приносит женщине, с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз или камни (рус, з.-укр), а деньги и драгоценности - в черепки . Для завлечения своих жертв огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает (в.-укр.) .

Основные занятия

Огненный змей считается злым духом. Существо получает доступ к девушке, потерявшей невинность (рус.). По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи (или обращается в них сам): бусы, перстни, платочки, крест с загнутыми концами. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает. В сибирских деревнях, например, верили, что падающие с неба звезды – это и есть огненные змеи. Следует уточнить, что не любая невеста или вдова рискует попасть в сети. Если девушка стыдлива и совестлива, бережет честь свою, то змей пролетит мимо.

В доме змей обращался в человека, по которому тосковала женщина. Затем огненный змей проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся, ложится с нею в кровать, угощает пряниками. Основным занятием огненного змея являются его сексуальные отношения с женщинами .

Считалось, что есть способ по которому можно определить, возвратился ли это муж или в дом прилетел змей. Нужно было нащупать у него на спине позвоночник: если позвоночник есть, то это муж, если нет, то огненный змей.

От связи с демоном женщина может забеременеть. Во многих местах до сих пор рождение внебрачных детей объясняют визитом огненного змея. Беременность в этом случае протекает ненормально долго - до трех лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т. п. (рус.), что соответствует представлениям о бесплодности нечистой силы. Если рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век (рус.), а тело его холодное и подобно студню (з.-укр.). Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает .

Методы изгнания

Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.

Средством исцеления от напасти служили исповедь постороннему человеку (восточно-слав.). Женщина не должна была спать в одиночестве, но вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц (рус.). В качестве лекарств использовались одолень-трава (валериана), отвар репейника, как оберег - стебли репейника на стене (рус.). В доме рекомендовалось читать Псалтирь , а над жертвой - молитвы от блудного беса из требника Петра Могилы (рус.), ставить крестное знамение на дымоходы, окна, двери с произнесением слова «Аминь!» («зааминивают»).

Также через почтенных людей убеждали женщину попробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.

Мифы и заговоры

Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях , в русских былинах , сказках и заговорах, а также в житийной Повести о Петре и Февронии Муромских , которая основана на фольклорном материале.

К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.

В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.

Украинские поверья

Огненный змей в литературе

Образ огненного змея запечатлён русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в балладе «Змей», написанной им в 1847 году:

Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.

И шумит всё ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнём.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова.

См. также

  • Айтварас - аналог в мифологии балтов
  • Вереселень - аналог в чувашской мифологии