Примеры изобразительно выразительных средств анафора параллелизм градация. Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. Анафоры, антитезы, инверсии

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

Троп

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, - это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи - особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза - это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: "Мягко стелет, да жестко спать".

Синтаксический параллелизм

Таковы основные фигуры выразительности речи.

Урок русского языка

Разработала Бондаренко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ – Лопатенской СОШ Клинцовского района Брянской области

Тема урока: Фигуры: анафора, антитеза, градация

Цели урока: изучить понятие фигуры и её основные виды; развитие практического

умения определять в тексте виды фигур и использовать в речи;

воспитание любви к поэтическому слову.

План урока

1. Оргмомент

2. Лингвистическая разминка

3. Повторение изученного

4. Подготовка к восприятию новой темы

5. Изучение новой темы

6. Практическая работа по закреплению изученного

7. Обобщение и подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

2. Лингвистическая разминка

На доске записаны термины: метафора, синекдоха, гипербола, метонимия, ирония, олицетворение, литота. Распределите на 2 группы: основные тропы и их разновидности. 2 учащихся выполняют у доски, остальные – на местах.

3. Повторение изученного : 1 задание. Укажите, какое определение

соответствует какому понятию.

2 задание. Какое выразительное средство используется в данном

отрывке или предложении? (См. приложение)

4. Подготовка к восприятию новой темы

Обратимся к теме нашего урока. Что из записанного вам знакомо?

Вспомните, на чём строится такое средство как градация? Мы используем слова в прямом или переносном значении?

5. Изучение новой темы

Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Сегодня мы изучим три фигуры: анафору, антитезу, градацию.

Анализ трёх примеров. Определите вид фигуры, которая вам знакома, - градация.

1. Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Градация

Какое значение имеет слово «антитеза»?

- Антитеза - стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий.

2. И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь.

Чем создаётся резкий контраст в звучании этих строк?

Какова особенность стилистического приёма, использованного автором в данном стихотворении?

3. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча.

Коль рубить, так уж сплеча.

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

А.К.Толстой

Анафора – (единоначатие) повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Что же отличает анафору, антитезу, градацию от основных тропов?

Они не построены на переносном значении слов. Это фигуры. Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

6. Практическая работа по закреплению пройденного

Упр. №497 по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой

7. Обобщение и подведение итогов урока

Что изучили? На каком принципе строятся фигуры в русском языке как выразительные средства?

8. Домашнее задание.

Карточки с заданием: определить выразительное средство, использованное в текстах.

Подобрать из текстов художественной литературы примеры градации, анафоры, антитезы

Приложение

Задание для повторения изученного

1. Основные тропы: а) метафора

б) метонимия

в) ирония

г) гипербола

1.Троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению.

2.Троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

3.Троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения.

4.Троп, основанный на осмеянии, употреблении слова или высказывания в смысле, противоположном прямому.

2. Разновидности основных тропов: а) олицетворение;

б) синекдоха;

в) литота

1.Один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

2.Приём, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.

3.Приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.

Задание на дом

Определите тропы

1. По неделе ни слова ни с кем не скажу, всё на камне у моря сижу. (А.Ахматова)

2. И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М.Лермонтов)

3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более напёрстка.(А.Грибоедов)

4. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.

К.Бальмонт

5.Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец.

Н. Заболоцкий

6. Герой не моего романа. (А.Грибоедов)

7. И золотеющая осень листвою плачет на песок. (С.Есенин)

8. Я никогда не знал, что столько тысяч тонн

В моей позорно легкомыслой головёнке. (В.Маяковский)

9. Хорошо всегда иметь крышу над головой.

Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.

АНАФОРА - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.

Например:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.

(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии »)

Анафора , как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Так, в строфе Блока:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

анафорическое «опять » в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность » русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта.

Другим примером анафоры могут быть:

1) анафорическое «сумрак » в полустишиях тютчевского стиха:

«Сумрак тихий, сумрак сонный », где повторением слова «сумрак » поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или

2) анафорическое «край » или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти » и «эта » в знаменитой строфе Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья » и «эта природа », родной ему край - Россия.

Разновидности анафоры

1. Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Например:
Гр озой снесённые мосты,
Гр оба с размытого кладбища"

(Пушкин А.С.)

2. Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов.

Например:
Чёрно глазую девицу,
Чёрно гривого коня!..

(Лермонтов М.Ю.)

3. Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов:

Например:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

(Есенин С.А.)

4. Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Например:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

(Пушкин А.С.)

5. Анафора строфическая
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
Земля!..
Все краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, - на ней
До самой смерти жить.
Земля!..
На запад, на восток,
На север и на юг...
Припал бы, обнял Моргунок,
Да нехватает рук...

(Твардовский А.Т.)

6. Строфико-синтаксическая анафора

Например:
Пока не жаждет пулемет
Распотрошить людскую гущу,
Живет и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.

Пока не скажет вражий гром
Свое вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
(Тихонов Н.С.)

Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный "), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат "), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов "Когда волнуется "; Фет "Это утро, радость эта " и т. д.).

Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком.

Например:
Л учистый лен любовно лепит
Л азурь ласкающих лесов,
Л юблю лукавых лилий лепет,
Л етящий ладан лепестков.

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой - градацией .

ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

Различается два вида градации - климакс (подъем ) и антиклимакс (спуск ).

Климакс - одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения.

Например:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С.А. Есенин)

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута – и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин)

Антиклимакс - фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке.

Например:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

(О.Г.Бергольц)

Наиболее распространена трехчленная градация .

Например:
Пришел, увидел, победил. (Цезарь);

И где ж Мазепа ? Где злодей ?
Куда бежал Иуда в страхе?
(Пушкин);

В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет.
(Боратынский);

Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто - анафорой (смотрите выше).

Например:
Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души ,
юблю тебя всей кровью молодой ,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!

Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.

Например , в начале стихотворения Ф.И. Тютчева „Malaria “:
"...Люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло -
В цветах , в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах , и в самом небе Рима
" -

Сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом - общим понятием, во втором выделяется существенный признак, а третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ.

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации .

Например , у Жуковского:
"Были и лето, и осень дождливы,
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал ,
Сделался голод, народ умирал
".

Градация может быть принципом композиции целого стихотворения.

Например строфическая градация с анафорой у Тютчева в стихотворении: "Восток белел ... Восток алел ... Восток вспылал ... " или у Фета стихотворение: «Я пришел к тебе с приветом »:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся ,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью ,
Как вчера, пришел я снова ,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет ,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., например, в народной сказке «Мена » (у Афанасьева, параллели у бр. Гриммов, Андерсена и др.), в «Сказке о рыбаке и рыбке » и др., в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского », в библейской истории Иова и т. п.

ЭПИФОРА (от греч. epiphora - добавление, повторение) - стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций.

Например:
Я обманывать себя не стану ,
Залегла забота в сердце мглистом .
Отчего прослыл я шарлатаном ,
Отчего прослыл я скандалистом ?
И теперь уж я болеть не стану .
Прояснилась омуть в сердце мглистом .
Оттого прослыл я шарлатаном ,
Оттого прослыл я скандалистом .

(С. Есенин)

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

(А. Блок)

Ну, а я... Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, -
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, -
Нет попа,
а я и тут.

(А. Твардовский)

Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…

Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…

Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…

Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…

(А. Гладков)

Стилистический приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это – грамматическая эпифора.: Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму.

Эпифора , как и анафора , имеет свои разновидности:

1. Грамматическая эпифора - приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихах

Например:
На балконе дружно жили
Мак, нарцисс.
Они дружили .

2. Лексическая эпифора - повторение в конце отрезка речи одного и того же слова.

Например:
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…

(А.С.Пушкин)

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики , эполетцы из фестончиков , внизу фестончики , везде фестончики . (Н. В. Гоголь)

3. Семантическая эпифора - повторение в конце синонимичного слова.

Например:
Под трубами повити , под шеломы възлелеяны , конец копия въскръмлени ... ("Слово о полку Игореве ")

4. Риторическая эпифора.

Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто – в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один – серый, другой – белый, два весёлых гуся », а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом »:
Ты – рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете !

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это также риторическая эпифора .

Примеры – стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить ». Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть – писать о любви », а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать » автор использует глагол «читать ».

Есть время любить,
Есть - писать о любви
.
Зачем же просить:
«Мои письма порви»?
Мне радостно –
Жив на земле человек,
Который не видит,
Что времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что вдоволь хлебнула
И счастья, и слез…
Не надо просить:
«Мои письма порви!»
Есть время любить,
Есть - читать о любви
.

Вот как использует эпифору бдестящий оратор Цицерон: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, - истребил их Антоний . Вы не досчитываетесь прославленных граждан - и их отнял у нас Антоний . Авторитет нашего сословия ниспровергнут - ниспроверг его Антоний . Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония » (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.

Например , в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня » (перевод М. Цветаевой):
Прорытые временем лабиринты - исчезли .
Пустыня - осталась .
Несмолчное сердце - источник желаний - иссякло .
Пустыня - осталась .
Закатное марево и поцелуи пропали .
Пустыня - осталась .
Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.
Пустыня - осталась .

Совсем по-другому воспринимается эпифора, содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта):
Это есть художник Альтман,
очень старый человек .
По-немецки значит Альтман -
очень старый человек».

Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:

Одиночество с Вами... Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ .

Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ .

Тоска эта - нет! - не густая - пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ .

Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают - один к ОДНОМУ .

Но Ваше молчание - не беззвучно,
Шумы, иль тень, все к ОДНОМУ .

С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье - быть ОДНОМУ .

Этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому - ОДНОМУ .

В нем только что-то праздно струится...
А ночью так страшно быть ОДНОМУ .

Может быть, это для Вас и обидно,
Вам ведь привычно быть ОДНОМУ .

И Вы не поймете... И разве не видно,
Легче и Вам, без меня - ОДНОМУ .

Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) - гораздо чаще.

Эпифора как фигура противоположна анафоре , в соединении с которой образует новую фигуру - симплоку .

К этим фигурам близок параллелизм - одинаковое синтаксическое построение отрезков речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. - идущий рядом, параллельный) - композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.

Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма :

1. Синтаксический параллелизм , наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений.

Например:
В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут
.

(А. Пушкин)


И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог;
Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог
!

(М. Лермонтов)


Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер
,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.

(А. Блок)

Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.

(В. Хлебников)

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!

(А. Ахматова)


Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.

(М.Цветаева.)


Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
...Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.

(М. Светлов)


Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.

(С. Поделков)

Два бессмертия у Волги -
устье и исток.
Две тревоги у солдата -
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев -
осень и весна.
Две заботы у солдата -
пушка и война...

(А. Недогонов)

Синтаксический параллелизм способствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.

Например:
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы
.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
(И.Северянин.)

Синтаксический параллелизм как стилистический прием часто встречается в произведениях устного народного творчества в виде аналогии, сближения явлений (например , явлений природы и человеческой жизни).
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое сердечко стонет
,
Как осенний лист дрожит.

(русская народная песня).

2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:
Горе несешь - думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь - думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.

(В. Тушнова)

На внутристрофических контрастных параллелях построено стихотворение М. Лермонтова «Парус »:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой ?
Что кинул он в краю родном ?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой
!

3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка.

Например:
Сад весь в цвету,
Вечер в огне
,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду
,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,

Ты – благодатная тайна моя.

(А.А. Фет)

4. Помимо прямого параллелизма , в поэзии встречается отрицательный параллелизм , состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не ». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.

Например:
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие
, –
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи ,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.

Например:

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)

Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие . Поэтому убирать лексические повторы из речи нужно не всегда.

В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи.

Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.

Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.

1) Самовыражайся, не выражаясь !

2) Казалось , что хотелось , но, оказалось , хотелось , потому что казалось ;

3) Очень важно уметь вести себя в обществе. Если приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу, и она сделала вид, что не заметила этого , как она заметила , но сделала вид, что не заметила .

В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.

СИМПЛОКА (греч. - сплетение ) - фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, - разные начало и конец при одинаковой середине.

Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.

Например:
Во поле березонька стояла ,
Во поле кудрявая стояла .
(Народная песня)

Было пированье, почестный пир ,
Было столованье, почестный стол .
(Русская былина)

Очень редка симплока первого вида в авторской поэзии.

Например:
Всегда и всюду
Двое так идут
И думают -
Всё мирозданье - тут .
Всё - только руку протяни - все тут .
Всё - только пристальней взгляни - все тут .
Всё - только крепче обними - все тут .
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу...

(В. Луговской)

Что же ты , песня моя ,
Молчишь ?
Что же ты , сказка моя ,
Молчишь ?

(П. Васильев)

Примеры симплоки второго вида :
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.

(В. Лебедев-Кумач)

Море люблю с кораблями,
Небо люблю с журавлями.

(В. Боков)

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

(В. Маяковский)

Симплоку , на первый взгляд, легко спутать с параллелизмом . Однако это действительно только на первый взгляд, поскольку на самом деле симплока имеет мало общего с параллелизмом . При параллелизме повторяются (причем полностью, точно) сами конструкции, а не слова: слова в параллельных структурах всегда разные. Что же касается симплоки, то с ее помощью воспроизводятся слова и только поэтому, как следствие - конструкции.

Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.


Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.

Риторические фигуры речи

Риторические фигуры - это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.


Риторический вопрос - оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).


Риторическое - оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).


Риторическое обращение - обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, !» (М.Ю. Лермонтов).


Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же...» (А.Т. Твардовский).

Фигуры повтора

Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.


Анафора - синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких . Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).


Эпифора - в конце нескольких стихов или . Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).


Анадиплосис (стык) - повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка...» (М.Ю. Лермонтов).


Просоподосис (кольцо) - повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).

Фигуры убавления

Фигуры убавления - группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.


Эллипсис (эллипс) - пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет - щелк, Щека - чмок» (В.В. Маяковский).


Силлепсис (силлепс) - объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».


Бессоюзие (асиндетон) - пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).


Многосоюзие - избыточное количество союзов. Пример: «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).

Фигуры перемещения

Фигуры перемещения - группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.


Градация - фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не жалею, не зову, не плачу...» (С.А. Есенин).


Инверсия - нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой...» (С.А. Есенин).


Синтаксический параллелизм - одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как , анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной » стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный » с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.

Антитеза (от греч. antithesis)– фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий («Толстый и тонкий», «лед и пламень»).

Оксюморон (oxymoron) остр.-глупое – соединение противоположных по значению слов («Живой труп», «весело грустить… нарядно-обнаженной»).

Градация (gradatio – постепенное возвышение) расположение близких по значению слов по мере нарастания их эмоционального значения («Не жалею, не зову, не плачу»).

Параллелизм (parallelos – идущий рядом) – фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложения или их частей.

Хиазм – обратный параллелизм («Была без радости любовь – разлука будет без печали»).

Анафора (anaphora) – единоначатие («Клянусь я первым днем творенья, / клянусь его последним днем»).

Эпифора (epiphora) –повторение слов или выражений в конце синтаксических оборотов.

Кольцо – повтор слов или словосочетаний в начале и конце («Шаганэ ты моя, Шаганэ!») строфы, стихотворения.

Композиционный стык. Строка или предложение заканчивается словом или словосочетанием, которое повторяется в начале предыдущей строки.

Рефрен – периодически повторение слова или выражения.

Анаколуф (anakoluthos – неверный, непоследовательный) – синтаксическая несогласованность частей или членов предложения (как небрежность или средство выразительности). Пример: «Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури, / Не одолев их буйной дури» (вместо «ее»).

Эллипсис (греч.elleipsis – опущение, выпадение), основная разновидность фигур убавления, пропуск во фразе подразумеваемого слова. В зависимости от содержания, создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия. («Ввели и – чарку – стук ему! / И не дыши до дна! / Гуляй на свадьбе, потому – / Последняя она…"».

Инверсия (от лат. inversion – переворачивание), фигура слова: нарушение прямого порядка слов («И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости»).

Умолчание, оборот речи, связанный с тем, что автор сознательно не до конца выражает свою мысль.

Риторический вопрос («Что ты клонишь над водами, / Ива, макушку свою?»).

Риторическое обращение («Смотри, как роща зеленеет, / Палящим солнцем облита»).

Риторическое восклицание («Какая ночь! Как воздух чист./ Как серебристый дремлет лист!»)

В художественной речи возможно уклонение словесных конструкций от нормы и деформация синтаксиса.

Тропы

Антифразис (греч. antiphrasis), употребление слова в противоположном смысле: «этот Крез» о нищем; «откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И. Крылов) – об осле. А. – самая частая форма иронии как тропа.

Антономазия (греч. antonomasia, от antonomazo – называю по-другому), троп, относящийся к имени лица, разновидность синекдохи («галилеянин» вместо Иисус – род вместо лица, «Ментор» вместо наставник – лицо вместо рода) или перифраза («земли колебатель» вместо Посейдона).

Астеизм (в греч. asteismos – остроумие, шутка, букв. столичность) разновидность иронии как тропа: похвала (обычно – самому себе) в форме порицания: «я, человек простой». В широком смысле слова всякая изящная шутка.

Гендиадис (от греч. hen dia dyoin – одно через два), фигура слова: употребление существительных вместо существительного и прилагательного. Рим силен отвагой и мужами (вместо отважными мужами). По-русски редок; близки к гендиадису обороты вроде «тоска дорожная, железная» (А. Блок) вместо железнодорожная.

Гипербола (от греч. hyperbole – преувеличение), стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола является художественной условностью: вводится в художественную ткань произведения для большей выразительности, характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин). Противоположная гиперболе стилистическая фигура – литота.

Литота (от греч. litotes – простота) 1) троп, близкий к эмфазе и иронии, усиление значения слова путем двойного отрицания («небезызвестный» вместо «пресловутый»); 2) троп, обратный гиперболе (более правильное название мейосис), преуменьшение признака предмета («мужичок с ноготок»).

Метафора (греч. metaphora), вид тропа, перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Метафора – это скрытое сравнение. Из всех тропов метафора отличается экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет, метафора способна вскрыть, обнажить его внутреннюю природу, нередко метафора как своего рода микромодель является выражением индивидуально-авторского видения мира. «Стихи мои! Свидетели живые / За мир пролитых слез» Н.А. Некрасов, «Мирозданье – лишь страсти разряды» Б. Пастернак. Развернутые метафоры (распространяется на несколько периодов или охватывает стихотворение целиком – «Телега жизни» А.С. Пушкина). Реализованные метафоры (метафорическое выражение берется в прямом смысле и происходит его дальнейшее буквальное развертывание).

Метонимия (греч. metonymia – букв. переименование), вид тропа в основе которого лежит принцип смежности. Как и метафора, вытекает из способности слова к своеобразному удвоению в речи номинативной (обозначающей) функции, представляет собой наложение на переносное значение слова его прямого значения.

Явления, приводимые в связь посредством метонимии, могут относиться друг к другу как целое и часть (синекдоха: «Эй, борода! а как проехать к Плюшкину?» – Н.В. Гоголь), вещь и материал («Не то на серебре, – на золоте едал» – А.С. Грибоедов), содержимое и содержащее («Трещит затопленная печь» – А.С. Пушкин), носитель свойства и свойство («Смелость города берет»), творение и творец («Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет» – Н.А. Некрасов).

Олицетворение, прозопопея (от греч. prosopon – лицо и poieo – делаю), особый вид метафоры, перенесение человеческих черт (шире – черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.

Перифраз (от греч. periphrasis – окольный оборот), троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: от самых простых случаев («погрузился в сон» вместо «заснул») до самых сложных («с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит уже несколько тысяч лет весь род человеческий» Н.В. Гоголь). Характерен для эпохи барокко, романтизма. Частные случаи перифраза – эвфемизм, литота.

Эпитет (от греч. epitheton, букв. – приложенное), один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо – как метафорический эпитет – переносит на него свойства другого предмета («живой след»).