Значение деятельности В. М. Корсунской в разработке методики обучения общей биологии. Контакты Вера-доверие и вера-достоверность

Крупнейший специалист в области методики преподавания курса общей биологии, а также общих проблем естественнонаучного образования в целом и биологического образования, в частности (обоснование теории формирования и развития понятий, развитие содержания методов и средств обучения, воспитание научного мировоззрения, активизация самостоятельного мышления).

(Методические идеи В.М. Корсунской и их развитие в современной теории и методике обучения биологии и экологии. - СПб., 2005. С. 3-5)

  • - камерная певица, проф. . Нар. арт. СССР. Род. в семье раб. Окончила Ур. консерваторию. Солистка Свердл. филармонии. В репертуаре Б. св. 500 вокальных произв. Гастролировала за рубежом...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - Род. в Москве. Окончила филол. ф-т МГУ. Кандидат филол. наук. Работала в ИМЛИ АН СССР. Эмигрировала в США. Преподает рус. язык и лит-ру в унте г. Афины. Автор кн. криминальной прозы: По субботам не стреляю...
  • - Народный депутат РФ, была членом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов; родилась в 1947 г.; окончила Костромской сельскохозяйственный институт; работала бригадиром колхоза "Новая жизнь" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - современная поэтесса, беллетристка, журналистка. Состоит в лит-ой группе конструктивистов. Род. в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела за границей...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Шахты Ростовской обл. в семье рабочего. Окончила Шахтинский пед. институт. Работала учителем истории в школах, профтехучилище, Шахтинском филиале Новочеркасского политехн. института...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Искусствовед; родилась 11 сентября 1915 г. в Петрограде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Учитель начальных классов школы № 3 г. Черногорска. Родилась 28 октября 1948 г. в с. Краснотуранск Краснотуранского района Красноярского края. В 1969 г. окончила Минусинское педагогическое училище...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 3 марта 1927 в Ижевске. Музыковед. Окончила в 1949 ф-п. отд., в 1955-историко-теоретич. ф-т Уральской конс. , в 1960-здесь же аспирантуру...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Директор Сибирского палеонтологического научного центра, заведующая кафедрой палеонтологии и исторической геологии Томского государственного университета. Родилась 8 июня 1934 г. в г. Калуга...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующая кафедрой финансов, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ с 1992 г.; родилась 3 августа 1932 г. в д. Троица Угодско-заводского района Калужской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Величкина Вера Михайловна, деятель революционного движения, литератор. Член Коммунистической партии с 1903. Родилась в семье священника. Окончила Бернский университет...
  • - русская советская писательница. Член КПСС с 1943. Начала печататься в 1910. В ранних стихах И. уже заметны жизнелюбие и изящная, трезвая ирония, которые впоследствии становятся характерными для её зрелой поэзии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российская певица, народная артистка СССР. С 1959 солистка Свердловской филармонии...
  • - русская поэтесса. Лирика, поэмы, проза. Произведения для детей...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российская актриса. Работала в Московском драматическом театре на Малой Бронной, в московском театре "Школа драматического искусства", с 1991 в Московском театре им. Моссовета...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 1. Жарг. мол. Шутл. Вермут. ФЛ, 98; Грачев 1997, 40. 2. Жарг. крим. Шутл.-ирон. Высшая мера наказания. Лаз., 182...

    Большой словарь русских поговорок

"Корсунская, Вера Михайловна" в книгах

НОВО-КОРСУНСКАЯ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

НОВО-КОРСУНСКАЯ Часов в 10 утра мы услыхали выстрелы. Никитин приказал седлать, заамуничивать, и батарея вышла из станицы Ново-Корсунской и пошла в поводу к югу. Навстречу нам скакал ротмистр Аглаимов, ахтырский гусар, татарин-блондин. Он носил эффектную форму мирного

Вера Михайловна

Из книги Прямой наводкой по врагу автора Кобылянский Исаак Григорьевич

Вера Михайловна Своеобразно повела себя, прибыв в полк, капитан медицинской службы москвичка Вера Пенкина, привлекательная девушка лет двадцати пяти. Обладая достаточно высоким воинским званием и сильным характером, она держалась независимо и начала с того, что с ходу

4.1.6 Идея противодействия непосильным налогам. «Корсунская легенда» и былина о Глебе Володьевиче

Из книги История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц автора Козловский Степан Викторович

4.1.6 Идея противодействия непосильным налогам. «Корсунская легенда» и былина о Глебе Володьевиче На сегодняшний день существует почти официальное научное толкование данного эпического сюжета, имеющееся в тексте «Свода русского фольклора». Он характеризуется так: «Одна

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26×19,5 см

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

1. ВЕРА-ДОВЕРИЕ И ВЕРА-ДОСТОВЕРНОСТЬ

Из книги С нами Бог автора Франк Семен

1. ВЕРА-ДОВЕРИЕ И ВЕРА-ДОСТОВЕРНОСТЬ Что нужно разуметь под «верой»? В чем отличие «веры» от «неверия» или «верующего» от «неверующего»?Кажется, преобладающее большинство людей, следуя давнишнему господствующему пониманию «веры», разумеет под ней некое своеобразное

Подмена понятий (вера вообще и религиозная вера в частности)

Из книги Мысли о религии автора Балашов Лев Евдокимович

Подмена понятий (вера вообще и религиозная вера в частности) Из американского сериала «Крутой Уокер» раскаявшийся бандит, отец семейства, уверовавший в Иисуса Христа, говорит: «Я говорю не о религии. Я говорю о вере. Если ни во что не веришь, жизнь становится пустой.»Или:

Величкина Вера Михайловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Инбер Вера Михайловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

5. Два Элия Вера Бог-Отец и Бог-Сын Получается христианская троица: Элий Адриан и два Элия Вера

Из книги автора

5. Два Элия Вера Бог-Отец и Бог-Сын Получается христианская троица: Элий Адриан и два Элия Вера Как мы уже сказали, в скалигеровской истории Рима есть «два Элия Вера». Сейчас мы покажем, что на самом деле это - два фантомных дубликата Андроника-Христа. Чтобы избежать

День 5. Вера в себя, вера в метод, вера в Дхарму

Из книги Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров автора Шэн-янь

День 5. Вера в себя, вера в метод, вера в Дхарму Царь Дхармы – самый высший в этом мире; Сознанье, что бесчисленные сонмы Татхагат тождественны друг другу. Сейчас я покажу вам жемчуг всевершащий; Кто верит, тот [от Дхармы] не отходит. В этой строфе есть два специальных

д. Заключение: вера Авраама и наша вера (23 - 25)

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

д. Заключение: вера Авраама и наша вера (23 - 25) В заключение Павел преподает своим читателям урок Авраамовой веры. Он говорит, что библейские слова …вменилось ему не в отношении к нему одному написаны (23), но и в отношении к нам сегодня. Вся история Авраама, как и все

Вера Иисуса Христа и Русская вера

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Вера Иисуса Христа и Русская вера Один из представителей объединения «Всеясветная грамота» в период празднования 7 500-летия её обретения поведал мимоходом, что в одной из древних книг, хранимых носителями этой традиции, сообщается следующее: «Иисусе Христе, сын

б. Вера, неверие и частичная вера

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

б. Вера, неверие и частичная вера Слова Иисуса и ответ отца (23, 24) поднимают важный вопрос. Означают ли слова Иисуса «все возможно верующему», что «Я, Иисус, могу сделать все в соответствии с количеством и качеством Моей веры», или же «все возможно тебе, если у тебя есть

Корсунская

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Корсунская По преданию, Ефесская, или Корсунская, икона Богородицы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою». 22 октября 988 года список с этой иконы был

Корсунская икона Божией Матери

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Корсунская икона Божией Матери Дочь надворного советника Александра Алексеева принесла в Исаакиевский кафедральный собор в Санкт-Петербурге в дар чудотворную Корсунскую икону Пресвятой Богородицы. В тот же день перед этой святыней была совершена усердная молитва.

Среди крупных методистов второй половины XX века видное ме­сто занимает Вера Михайловна Корсунская. Она не только обучила и воспитала целую армию учителей, но и написала для них большое количество методических пособий.

Для Веры Михайловны как педагога-методиста характерно то, что ее работы освещают многие стороны методики преподавания биоло­гии, и в то же время подчинены основной проблеме - единству обучения и воспитания.

Большое значение для методической науки и школьной практики имеют результаты исследования Веры Михайловны в области общей и частных методик преподавания биологии. Основное внимание в работах обращено на выяснение условий, обеспечивающих прочность знаний учащихся, выделение общебиологических понятий, которые необходимо развивать у школьников в определенной системе, начиная с курса ботаники и кончая курсом общей биологии.

Преемственность знаний, развитие понятий связываются Верой Михайловной с отбором методов и приемов обучения, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся.

Многолетняя творческая работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта на уроке и вне привела к теоретическим обобщениям и созданию эффективной методики обучения. В книге Корсунской «Активизация методов обучения на уроках биологии» дается классификация методов по источнику знаний и учебной деятельности учителя и учащимися в процессе обучений.

В содружестве с Ю. И. Полянским, Н. М. Верзилиным и другими видными учеными-биологами и методистами В. М. Корсунская принимала участие в создании учебника по курсу общей биодогии (9- 10-й классы). В соавторстве с другими методистами Вера Mиxaйловна подготовила в помощь учителям методические пособия «Как преподавать общую биологию», «Уроки общей биологии», «Хрестоматия по общей биологии» и др. В третьем издании вышел учебник для студентов педвузов «Общая методика преподавания биологии», написанный совместно с Н. М. Верзилиным. Корсунская создала серию таблиц по эволюционному учению для учащихся 9-го класса.

Вера Михайловна написала научно-популярные книги для школьников: «Из жизни растений», «Приключение плодов и семян», «Великий натуралист Чарльз Дарвин», «Подвиг жизни шевалье де-Ла-марка», «Карл Линней» и др.

Через все эти книги В. М. Корсунская последовательно проводит идеи педагогического воздействия, направленные в первую очередь на воспитание у юных читателей интереса и стремления к познанию природы, изучению истории биологии.

Методические пособия для учителей и книги для детей получили широкое признание. Они являются значительным вкладом в теорию и практику методики преподавания биологии, а также могут быть образцом педагогически продуманного решения вопросов популяризации научных знаний.

Вместо заключения

1. Ушедший в историю XX век был периодом великих свершений во всех областях науки и техники, что явилось следствием прогресса в области народного образования. Достижения в образовательной системе говорят сами о себе. Если сравнить соотношение уровня образования начала 1900 года, когда большинство населения России было неграмотным, в конце столетия по образовательному и культурному уровню наша страна явилась одной из самых развитых стран мира.

Совершенствовалось содержание учебных предметов естественного цикла, среди которых ведущее место занимает биология. Достаточно проанализировать учебники биологии двадцатых, тридцатых, пятидесятых, семидесятых и девяностых годов, чтобы убедиться в этом.

Проблемам учебников в новом тысячелетии будет придаваться первостепенное значение, особенно научным исследованиям по отбору дидактически обоснованного учебного материала для определенных возрастных групп учащихся.

2. Значительное развитие получила методика обучения биологии как наука и как учебный предмет, преподавание которого стало обязательным во всех учебных заведениях, где ведется подготовка учителей биологии. Ведущие методисты страны создавали методики для учителей и студентов, по которым шла подготовка к работе в школе на протяжении десятилетий. В них обобщен и научно проанализирован массовый и передовой опыт учителей биологии страны с позиций достижений дидактики, возрастной физиологии и педагогической психологии.

Все методические наработки двадцатого века являются тем фундаментом, на основе которого можно уверенно продолжить исследования по совершенствованию содержания учебных предметов и средств обучения, устанавливая преемственные связи между ними. Наряду с этим необходимо установить приоритеты и определить перспективу развития методической науки в XXI веке.

Остаются пока нерешенными противоречия, связанные с необходимостью и возможностью научить детей жить в современном мире высоких технологий и сложных социальных проблем. Известно, что возможности учебного плана школы ограничены, поэтому введение в него новых предметов или увеличение объема существующих соприкасается со множеством вопросов, ответ на которые должна дать методическая наука.

Частично это решается путем сокращения устаревшего материала, но при сохранении ведущих биологических понятий, широком освоении электронно-вычислительной, компьютерной техники, интенсификации процесса обучения.

Возникает важнейшая проблема места и значения биологических предметов в образовании школьников, их подготовке к жизни в условиях сокращения биоресурсов Планеты.

3. В мировой практике делаются ставки на интеграцию знаний, создание комплексных учебных программ. Это касается и естествознания в нашей стране. Первый опыт двадцатых годов не увенчался успехом, и в тридцатые годы получило развитие предметное обучение биологии, начиная с 5-го класса. В 90-е годы снова началась разра­ботка интегрированных курсов естествознания и экспериментальная проверка их в школьной практике. Учителя настороженно воспринимают данный курс, так как он практически исключает необходимую биологическую подготовку учащихся в общеобразовательной школе. Снова возникает противоречие, связанное с тем, что мировое сообщество определило XXI век веком биологии и экологии, а интегри­рованный курс естествознания биологическое образование сводит к минимуму. Особенно это обстоятельство нужно учитывать при переходе школы на 12-летний срок обучения.

4. Проблема стандартизации биологического образования в нашей стране возникла в 90-е годы, когда началась децентрализация системы образования. Стандарты, в первую очередь, затрагивают объем содержания учебных предметов и определяют то, что учащиеся должны знать и уметь. В советской школе термин «стандарт» не употреблялся, хотя фактически он существовал в виде единых учебных планов, программ и учебников. Вместо термина «стандарт» определились другие понятия, суть которых сводилась к разработке государственных требований к базовому (основному) содержанию биологического образования, обязательного для всех учащихся.

В современной школе понятие базового образования практикуется, прежде всего, в отборе знаний и умений, необходимых для образованного человека, применяющего полученные знания в жизни и практической деятельности.

5. Завершив XX век, биологическое образование в школе вышло на новый уровень модернизации учебных программ, пособий и других средств обучения, анализ которых определит методику освоения их школьной практикой.

Это можно сделать при глубоком историческом сопоставлении с системой биологического образования в советский период развития школы. Советская школа, хотя и была единой, но не единообразной, как некоторые считают. Пример тому - экскурсионный бум 20-30-х годов, массовые натуралистические движения в школах и внешкольных учреж­дениях в 40-50-е годы или политехническая и эколого-природоохра-нительная направленность биологических курсов в 60-90-е годы.

К сожалению, многие методические наработки прошлого века предаются забвению. И еще хуже, когда при частых реорганизациях или ликвидациях методических и педагогических учреждений многие ценные документы и пособия не сохраняются. Безвозвратно теряется важнейший исторический материал. Поэтому кафедры методики биологии педвузов и других методических центров должны сохранить то, что еще можно сохранить, к тому же все положительное в методической науке и в школьной практике применить в новых условиях развития отечественной школы.

Следовательно, первоочередными задачами методической науки м­жет быть тщательный отбор всего положительного, что накоплено методикой обучения биологии. То, что проверено школьной практикой, необходимо учесть в дальнейшем совершенствовании содержания учебных предметов, придав им эколого-практическую направленность. Нужно обратить внимание на разработку новых средств обучения, включая создание видеофильмов, компьютерных программ, моделей, дидактических материалов и др., при усилении контактов учащихся с живой природой.

Основные работы Д. И. Трайтака 1

1. Из опыта преподавания ботаники в средней школе (укр. яз.)//Сб. Природознавство в школе. - К.: Радянська школа. - 1955. - Вып. 9.

2. Развитие интереса учащихся к ботанике // Сб. Развитие интереса уча­щихся к природе и сельскому хозяйству. - М.: АПН РСФСР, 1957.

3. Политехническое обучение по ботанике в некоторых школах г. Кривого Рога (укр. яз.)//Научные записки Криворожского пединститута. - К.: Радянська школа. - 1957. - Вып. 2.

4. Общественно-производительный труд учащихся сельской школы. Его учебное и воспитательное значение (укр. яз.)//Научные записки Криворожского пединститута. - К.: Радянська школа. - 1958. - Вып. 3.

5. Хрестоматия по ботанике: Пособие для средней школы (укр. яз.). - К.: Радянська школа, 1958.

6. Экскурсия на тему «Разнообразие растений в VI классе»//Биология в школе. - 1959. - № 2.

7. Работа кружка юннатов по изучению и охране природы (укр. яз.)// Ежегодник Украинского ботанического общества. - № 1. - К.: АН УССР, 1959.

8. Задачи и упражнения на уроках ботаники//Сб. Изучение природы в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.

9. Задачи и упражнения по ботанике: Пособие для учителя. - М.: Учпедгиз, 1959.

10. Распространение папоротников в окрестностях г. Кривого Рога// Ежегодник Украинского ботанического общества. - № 2. - К.: АН УССР, 1960.

11. Задачи и упражнения по ботанике (укр. яз.): Пособие для школы. - К.: Радянська школа, 1961.

12. Эстетическое воспитание на уроках, экскурсиях и во внеклассной работе//Сб. Эстетическое воспитание в процессе преподавания био­логии. - М.: АПН РСФСР, 1961.

13. Рабочая тетрадь по ботанике (укр. яз.): Пособие для учащихся. - К.: Радянська школа, 1962.

14. Рабочая тетрадь в преподавании ботаники и формировании у уча­щихся сельскохозяйственных понятий (укр. яз.)//Сб. Связь биоло­гии с сельским хозяйством. - К.: Радянська школа, 1962.

15. Подготовка студентов педвузов к проведению внеклассной работы по

биологии//Сб. Вопросы методики биологии. - Краснодар, 1962. . 16. Особенность проведения лабораторных занятий по ботанике в вечер­них (сменных) школах//Сб. Активизация познавательной деятель­ности учащихся на уроках биологии в вечерней (сменной) школе. -М.: АПН РСФСР, 1962.

17. Использование гербарного материала в процессе изучения ботаники в школе//Ежегодник Украинского ботанического общества. - № 3. - К.: АН УССР, 1962.

18. Методические указания к индивидуальным заданиям учебно-поле­вой практики по методике преподавания биологии, основ сельско­го хозяйства и изготовления наглядных пособий. - К.: МП УССР, 1963.

19. Из практики изготовления наглядных пособий по ботанике (укр. яз.)// Сб. Связь преподавания биологии с сельскохозяйственным производ­ством. - К.: Радянська школа, 1963.

20. Охрана и обогащение природы родного края: Учебные таблицы и методические указания к ним (укр. яз.). - К.: Радянська школа, 1965.

22. Традесканция виргинская//Цветоводство. - 1965. - № 7.

23. Научно-популярная литература по биологии и использование ее в учебно-воспитательной работе: Методическое письмо (укр. яз.). - К.: Радянська школа, 1965.

24. Некоторые вопросы подготовки студентов к работе в школе на прак­тических занятиях по методике биологии (укр. яз.)//Сб. Методика преподавания биологических наук. - К.: Радянська школа, 1965. -Вып. 1.

25. Карточки для самостоятельной работы учащихся//Биология в шко­ле. - 1966. - № 4.

26. Ботанические викторины (укр. яз.): Пособие для учащихся. - К.: Ра­дянська школа, 1966.

27. О лекции по методике биологии в педагогическом институте (укр. яз.)//Сб. Методика преподавания биологических наук. - К.: Ра­дянська школа, 1966. - Вып. 2.

28. О празднике юных натуралистов (укр. яз.)//Сб. Методика препода­вания биологических наук. - К.: Радянська школа, 1967. - Вып. 3.

29. Связь института и школы в проведении научно-исследовательской работы по методике преподавания биологии//Сб. Развитие и совер­шенствование взаимосвязи вуза и школы. - Симферополь: Крым, 1968.

30. Лабораторные занятия по методике биологии (укр. яз.)//Сб. Методи­ка преподавания биологических наук. - К.: Радянська школа, 1969. -Вып. 4.

31. О методике постановки вопросов на отдельных уроках ботаники (укр. яз.)//Сб. Преподавание биологии в школе. - К.: Радянська школа, 1969. - Вып. 4.

32. Система методической подготовки студентов на естественном факуль­тете пединститута//Сб. Научные основы подготовки учителей. - Луцк, 1969.

33. Место и значение занимательности в преподавании ботаники//Био­логия в школе. - 1970. - № 3.

34. Семинарские занятия по методике биологии в подготовке учителя// Сб. Методика преподавания биологических наук (укр. яз.). - К.: Ра­дянська школа, 1970. - Вып. 5.

35. Воспитание у учащихся интереса к изучению биологии в процессе природоохранительной работы (укр. яз.)//Сб. Преподавание биоло­гии в школе. - К.: Радянська школа, 1971. - Вып. 5.

36. Изготовление наглядных пособий по биологии (укр. яз.): Пособие для учителя. - К.: Радянська школа, 1971.

37. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971.

38. Формирование у студентов методических умений и навыков во вре­мя прохождения педагогической практики//Сб. Общие проблемы методики биологии как науки и учебной дисциплины. - Л., 1971.

39. Роль педпрактики в закреплении студентами методических знаний, полученных в процессе обучения в педвузе//Сб. Совершенствова­ние взаимосвязей вузов и школы. - Гродно, 1971.

40. Задачи и упражнения по ботанике (укр. яз.). - 2-е изд. - К.: Радянська школа, 1972.

41. Учебник по общей методике преподавания биологии//Биология в школе. - 1973. - № 1.

42. К вопросу о путях развития познавательной деятельности школьников в процессе обучения биологии (в соавторстве) // Сб. Пути повышения эффективности обучения биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1973.

43. О подготовке студентов к проведению работ с учащимися на школьном учебно-опытном участке // Сб. Совершенствование методической подготовки учителей биологии. - Владимир, 1973.

44. Урок о картофеле//Биология в школе. - 1974. - № 4.

45. Вопросы методики использования краеведческого материала в процессе обучения биологии//Сб. Краеведческая работа в школе. -Ч. 1. - М.: НИИСиМО АПН СССР, 1974.

46. Планирование работы школьного кружка юннатов (в соавторстве)// Сб. Натуралистическая работа по биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974.

47. Роль учебников в биологическом образовании школьников//Сб. Проблемы учебника биологии в средней школе. - М.: Просвещение, 1975.

48. Роль иллюстративного материала в понимании учащимися текста учебника ботаники // Сб. Проблемы учебника биологии в средней школе. - М.: Просвещение, 1975.

49. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике: Монография. - М.: Педагогика, 1975.

50. Программы пединститутов. Учебно-полевая практика по методи­ке преподавания биологии (в соавторстве): - М.: Просвещение, 1975.

51. Разновидности словесных методов на уроках биологии//Сб. Современный урок биологии. - Л., 1975.

52. Воспитание у учащихся чувства бережного отношения к природе// Биология в школе. - 1975. - № 6.

53. Научно-практическая конференция по использованию дидактических средств обучения//Биология в школе. - 1975. - № 6.

54. Об особенностях дидактических материалов // Ежегодник Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1976. - Вып. 4.

55. Дидактические материалы по ботанике. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976.

56. Кабинет биологии: Пособие для учителей (МБШ). - М.: Просвещение, 1976.

57. О преемственности формирования природоохранительных понятий в курсах природоведения и ботаники//Сб. Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. - М.: НИИСиМО АПН СССР, 1976.

58. Бережное отношение к природе//Сб. Воспитание черт гармонически развитой личности школьника. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976.

59. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.

60. Вопросы методики применения дидактических материалов в обучении//Сб. Методика применения дидактических материалов в обу­чении биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1977.

61. Применение символов и знаков в дидактических материалах по ботанике // Сб. Методика применения дидактических материалов в обучении биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1977.

62. Об особенностях методов обучения биологии//Сб. Методы обучения в предметах естественно-математического цикла. - Ч. 4. - М.: АПН СССР, 1977.

63. Проблемы школьных учебников по биологии: Программа спецкурса для студентов биофака пединститутов. - М.: МП СССР, 1977.

64. О методах обучения на современном этапе развития школы//Сб. О методах обучения в средней школе. - М.: НИИ школ РСФСР, 1977. - Вып. 1.

65. Учитель учителей//Биология в школе. - 1978. - № 1.

66. Преемственность курсов педагогики, психологии и методики преподавания биологии в подготовке учителя биологии // Сб. Актуальные проблемы совершенствования методической подготовки будущего учителя биологии в пединституте. - Вильнюс, 1978.

67. Применение дидактических материалов в обучении биологии // Биология в школе. - 1978. - № 6.

68. Отражение природоохранительных понятий в курсах природоведения и ботаники//Сб. Природоохранительное образование в средней школе. - М.: НИИСиМО АПН СССР, 1978.

69. О реализации краеведческого принципа в обучении биологии//Сб. Опыт исследования проблем содержания и методики преподавания учебных дисциплин, специфичных для общеобразовательных школ союзных республик. - М.: АПН СССР, 1978.

70. Книга для чтения по ботанике: Пособие для учащихся. - М.: Про­свещение, 1978.

71. О некоторых видах печатных дидактических материалов биологического содержания // Сб. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. - М.: Просвещение, 1979.

72. Функции дидактического материала в учебном процессе//Сб. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. - М.: Просвещение, 1979.

73. Преемственность в раскрытии ведущих биологических и политехнических понятий в курсе ботаники // Пособие Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979.

74. О политехнической направленности содержания учебника ботаники средней школы//Пособие Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979.

75. Природа как фактор воспитания патриотизма//Сб. Патриотическое воспитание на уроках и во внеклассной работе. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979.

76. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.

77. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.

78. К проблеме обобщений в курсе ботаники средней школы//Сб. Ме­одика обобщений в школьных курсах биологии. - М.: НИИ школ 1МП РСФСР, 1980.

79. Кабинет биологии: Пособие для учителей (укр. яз.). - К.: Радянська школа, 1980.

80. Пропагандируя идеи охраны природы//Вечерняя школа. - 1980. - № 5.

81. Щедрый талант//Биология в школе. -- 1980. - № 5.

82. Научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Райкова Б. Е. // Биология в школе. - 1980. - № 6.

83. О первом отечественном учебнике естествознания для школы//Еже­годник Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1981. -Вып. 9.

84. Обобщение на уроках природоведения и биологии (в соавторстве): Пособие для учителей. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1981.

85. Практическая направленность содержания задач в учебниках мате­матики//Ежегодник Проблемы школьного учебника. - М.: Про­свещение, 1982. - Вып. 11.

86. Программы пединститутов / Методика преподавания биологии (для специальностей «Биология», «Биология с дополнительной специаль­ностью химия») (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1982.

87. Формирование у студентов исследовательских навыков в процессе изучения курса методики биологии // Сб. Формирование личности учителя биологии в процессе высшего педагогического образования. - Полтава, 1982.

88. Ветеран советской педагогики//Биология в школе. - 1983. - № 2.

89. Учитель учителей (болгарский яз.)//Биология и химия. - Болгария. - 1983. - № 3.

90. Организация исследования по выявлению эффективности усвоения учащимися биологических знаний//Сб. Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1983.

91. Использовать все возможности урока биологии//Народное образование. - 1983. - № 8.

92. Биология: Справочные материалы для старшеклассников (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1983.

93. Кабинет биологии (армянский яз.). - Ереван: Луис, 1983.

94. Книга для чтения по ботанике (татарский яз.): Пособие для учащихся. - Казань: Татарское книжное изд., 1983.

95. Изготовление натуральных наглядных пособий (в соавторстве)// Школа и производство. - 1984. - № 1.

96. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей (казах, яз.). - Алма-Ата: Мектеп, 1984.

97. Методика заготовки посевного и посадочного материала для школьных учебно-опытных участков//Школа и производство. - 1984. - №3.

98. Памяти Н. М. Верзилина//Биология в школе. - 1984. - № 4.

99. Роль вопросов в проверке и оценке знаний учащихся по биологии, (нем. яз.).

101. Книга для чтения по ботанике. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985.

102. Об усилении политехнической направленности обучения био­логии (в соавторстве)//Биология в школе. - 1985. - № 1.

103. Школьный учебно-опытный участок и организация работы на нем (в соавторстве)//Школа и производство. - 1985. - № 4.

104. Биология: Справочные материалы для старшеклассников (в соав­торстве), (молд. яз.). - Кишинев: Лумина, 1985.

105. Методика формирования у школьников общетрудовых и политехнических умений в процессе сельскохозяйственного труда//Сб. Медико-педагогические проблемы профессиональной подготовки школьников и подростков. - М.: Минздрав СССР, 1985.

106. Роль методических пособий в становлении и развитии методики преподавания естествознания в школах нашей страны. // Ежегодник Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1986. - Вып. 16.

107. Биология: Справочные материалы (литовский яз.). - Каунас: Шви-еса, 1987.

108. Политехническая направленность обучения биологии как условие подготовки учащегося к жизни и труду (нем. яз.).

109. Методика преподавания биологии: исторический аспект (в соавтор­стве)//Биология в школе. - 1987. - № 5.

110. Каким быть школьному учебнику//Советская педагогика. - 1988. -№ 1.

111. Какой должна быть программа по трудовому обучению//Советская педагогика. - 1988. - № 6.

112. Александр Яковлевич Герд//Биология в школе. - 1988. - № 6.

113. Сравнение как дидактический прием, повышающий познаватель­ный уровень учебных текстов//Ежегодник Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1988. - Вып. 18.

114. Учебно-опытный участок школы: Пособие для учителей. - М.: МГИУУ, 1988.

115. Проблемы трудового обучения и воспитания//Биология в шко­ле. - 1989. - № 2.

116. Функции сравнения в текстах учебника (нем. яз.).

117. Трудовое обучение 5-7. Сельскохозяйственные работы: Учебное пособие (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1989.

118. Занятия по трудовому обучению в 5-7 классах. Сельскохозяйствен­ные работы: Пособие для учителя труда (в соавторстве). - М.: Про­свещение, 1989.

119. Педагогический аспект экологического образования студентов пед­вуза//Сб. Экологические проблемы в преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин в педвузах. - Белгород, 1989.

120. Слово о новом учебнике//Школа и производство. - 1990. - № 3.

121. Сельскохозяйственная экология в натуралистической работе детей. Сб. Экологическое движение пионеров и школьников. - М.: АПН СССР, 1990.

122. Сельскохозяйственный труд: Учебно-наглядное пособие для 5-7 классов (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1990.

123. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Сельскохозяйственный труд» 5-7 классы: Пособие для учителя (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1990.

124. Методическая подготовка учителя биологии // Советская педагоги­ка. - 1990. - № Ю.

125. Школьный класс как объект изучения локальных экологических вопросов студентами педвуза//Сб. Образование в области окружающей среды. - Т. 2. - Казань, 1990.

126. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы в 5-7 классах (молд. яз.) (в соавторстве). - Кишинев: Лумина, 1991.

127. К вопросу создания учебно-методического комплекта по трудовому обучению учащихся 5-7 классов (сельскохозяйственный цикл)// Ежегодник Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1991. - Вып. 20.

128. Программы сельской школы/Биология с элементами сельского хозяйства. М.: АПН СССР, 1991.

129. Организация занятий по составлению экологического паспорта учебного заведения // Материалы конференции Экология в теории и практике. - Ч. 1. - Белгород, 1992.

130. Вклад Н. М. Верзилина в развитие отечественной методики преподавания биологии //Сб. Проблемы методики преподавания биологии.- М.: МПУ, 1993.

131. Проблемы методической подготовки учителя биологии в педвузах России (болгарский яз.) //Сб. Первого симпозиума по методике обучения биологии. - Ч. 2. - Стара Загора, 1993.

132. Современные проблемы начального естествознания//Сб. Проблемы преемственных связей в развитии методики природоведения и биологии. - М.: МПУ, 1994.

133. Влюбленный в природу: Предисловие//Верзилин Н. М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994.

134. Сельскохозяйственный труд. Введение в сельское хозяйство: Учеб­ное пособие для учащихся 5-7 классов (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1994.

135. Почвы родного края как экологический объект изучения в школе// Сб. Проблемы экологии в практике педагогического образования и в производстве. - Ч. 3. - Белгород, 1994.

136. Об экологической подготовке студентов на факультетах, готовящих учителей начальных классов//Сб. Экология и география: Проблемы подготовки учителя. - М., 1995.

137. Естествознание: каким ему быть в начальной школе//Педагогика. - 1995. - № 2.

138. Экологические знания как основа природоохранительной деятельности // Сб. Экологическое образование в России: проблемы и практика. - М., 1995.

139. Изучение вопросов экологии при анализе студентами учебников по природоведению для начальных классов // Сб. Экологическое образование: инновационные педагогические технологии. - М.: Перемена, Горизонт, 1996.

140. Программы общеобразовательных учреждений / Биология с элементами сельского хозяйства 5-7 классы. - М.: Просвещение, 1996.

141. Растения: Книга для чтения по биологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1996.

142. Проблемы школьных учебников. Спецкурс: Программа//Биология в школе. - 1996. - № 5.

143. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд (5-7 классы сельской школы): Программа // Школа и производство. - 1997. - № 4.

144. Проблемы научных исследований по методике обучения биологии// Сб. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. - М., 1997.

145. Слово о И. Д. Звереве - педагоге, методисте, экологе // Биология в школе. - 1997. - № 6.

146. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд: Учебник для 5-7 классов сельской школы. - М.: Мнемозина, 1998.

147. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 1998.

148. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений (в соавторстве). - М.: Мнемозина, 1998.

149. Эколого-политехническая и практическая направленность обучения биологии в условиях сельской школы // Сб. Современные проблемы методики биологии, географии и экологии в школе и вузе. - М.: 1999.

150. Кабинет биологии // Серия Школьный кабинет (в соавторстве). - М.: Владос, 2000.

151. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (в соавторстве). - М.: Мнемозина, 2000.

152. Становление и развитие методики биологии и экологии в XX веке// Сб. Развитие методики биологии и экологии в XX веке. - М.: МПУ, 2000.

153. Учебный предмет, который ведет к пониманию экологических проблем и дает навыки рационального природопользования // Сб. Экологиче­ская безопасность и здоровье людей в XXI веке. - Белгород, 2000.

154. Программы общеобразовательных учреждений / Естествознание 5 класс. Биология 6-9 классы//Основы сельского хозяйства. Тех­нология сельскохозяйственного труда (5-7 классы сельской шко­лы). - М.: Мнемозина, 2001.

155. Об универсальном средстве обучения биологии//Сб. Актуальные проблемы средств обучения биологии, географии и экологии в шко­ле и вузе. - М., 2002.

156. Биология 6-7: Сборник задач и упражнений. - 2-е изд. - Пособие для учащихся (в соавторстве). - М.: Мнемозина, 2002.

Считаю своим долгом выразить глубокую признательность и большую благодарность Редакционно-издательскому совету Международной академии наук педагогического образования, директору издательства «Мнемозина» Марине Ильиничне Безвиконной, моим дорогим ученикам - доктору педагогических наук, профессору Владимиру Васильевичу Пасечнику, кандидату педагогических наук, доценту Татьяне Михайловне Ефимовой, кандидату педагогических наук, старшему преподавателю Ирине Владимировне Хомутовой и всем сотрудникам кафедры методики естествознания, географии и экологии Московского государственного областного университета за инициативу в организации и подготовке рукописи к изданию.

ГЛАВА 1 Методика обучения биологии и познавательный интерес учащихся ..................................................................................................................................... 5

1.1. Значение познавательного интереса в обучении учащихся и роль в этом учителя.......................................................................................................................................... 5

1.2. Что же является главным в определении интереса......................................................... 13

1.3. О классификации интересов.............................................................................................. 15

ГЛАВА 2 Место учебно-методических пособий в биологическом образовании школьников ............................................................................................................................... 19

2.1. Роль методических пособий в становлении и развитии методики преподавания естествознания в школах нашей страны................................................................................... 19

2.2. О первом отечественном учебнике естествознания для школы..................................... 33

2.3. Естествознание: каким ему быть в начальной школе...................................................... 42

2.4. Роль учебников в биологическом образовании школьников.......................................... 47

2.5. О политехнической направленности содержания учебника ботаники средней школы.......................................................................................................................................... 52

2.6. Об универсальном средстве обучения биологии............................................................. 57

2.7. Сравнение как дидактический прием, повышающий познавательный уровень учебных текстов......................................................................................................................................... 61

2.8. О тетради для самостоятельной работы по биологии..................................................... 67

2.9. Задачи и упражнения как средство, стимулирующее познавательную активность учащихся.................................................................................................................................... 72

2.10. Биолого-сельскохозяйственная направленность содержания

задач в учебниках математики................................................................................................. 75

2.11. Каким быть школьному учебнику.................................................................................. 81

ГЛАВА 3 Воспитание средствами учебного предмета ..................................................... 84

3.1. Возможности эстетического воспитания на уроках биологии………………………... 84

3.2. Эстетическое воспитание на экскурсиях в природу....................................................... 89

3.3. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе...... 96

3.4. Воспитание у учащихся чувства бережного отношения к природе............................. 100

3.5. Природа как фактор воспитания патриотизма................................................................ 103

ГЛАВА 4 Об обобщениях и формировании понятий в обучении биологии ............... 107

4.1. К проблеме обобщений в курсе ботаники средней школы....................... ................... 107

4.2. Преемственность в раскрытии ведущих биологических и политехнических понятий в курсе ботаники.......................................................................................................................... 112

ГЛАВА 5 Проблемы методов обучения биологии ............................................................ 125

5.1. О методах обучения в школе............................................................................................ 125

5.2. Разновидности словесных методов на уроках биологии............................................... 134

ГЛАВА 6 Методика организации и проведения уроков биологии ................................ 141

6.1. Всеобъемлющее использование возможностей урока биологии.................................. 141

6.2. Место и значение занимательности в обучении биологии............................................ 148

6.3. Урок о картофеле............................................................................................................... 154

6.4. Использование на уроках печатных дидактических материалов по биологии........... 160

ГЛАВА 7 Дидактические средства в обучении биологии ............................................... 166

7.1. Вопросы методики применения дидактических материалов в обучении ботанике... 166

7.2. Функции дидактического материала в учебном процессе............................................. 175

7.3. Об особенностях дидактических материалов по биологии........................................... 180

ГЛАВА 8 О трудовом и политехническом обучении и воспитании учащихся ...........187

8.1. Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся............................................... 187

8.2. Эколого-политехническая и практическая направленность обучения биологии в условиях сельской школы........................................................................................................ 194

8.3. К вопросу создания учебно-методического комплекта по трудовому обучению учащихся 5 - 7 классов (сельскохозяйственный цикл)......................................................... 201

ГЛАВА 9 Роль школьного учебно-опытного участка в обучении биологии и технологии сельскохозяйственного труда ........................................................................ 205

9.1. Особенности методики проведения занятий на школьном учебно-опытном участке...................................................................................................................................... 205

9.2. Методика заготовки посевного и посадочного материала для школьных учебно-опытных участков................................................................................................................... 210

9.3. Изготовление наглядных пособий по биологии........................................................... 216

ГЛАВА 10 Эколого-природоохранительное просвещение в школе и вузе ….……...222

10.1. Экологические знания как основа природоохранительной деятельности................ 222

10.2. О преемственности формирования природоохранительных понятий в курсах природоведения и ботаники.................................................................................................... 226

10.3. Сельскохозяйственная экология в натуралистической работе детей......................... 229

10.4. Почвы родного края как экологический объект изучения в школе............................ 231

ГЛАВА 11 Вопросы подготовки учителя биологии в педвузе ....................................... 233

11.1. Методическая подготовка учителя биологии............................................................... 233

11.2. Преемственность курсов педагогики, психологии и методики преподавания в подготовке учителей биологии............................................................................................... 240

11.3. Роль педагогической практики в закреплении студентами знаний, полученных в процессе обучения в педвузе.................................................................................................. 245

11.4. Подготовка студентов педагогических институтов к проведению внеклассной работы по биологии............................................................................................................................... 247

11.5. Проблемы научных исследований по методике обучения биологии.................................................................................................................................... 253

11.6. Организация исследования по выявлению эффективности усвоения учащимися биологических знаний.............................................................................................................. 257

11.7. Формирование у студентов исследовательских навыков в процессе изучения курса методики биологии................................................................................................................... 260

ГЛАВА 12 О педагогическом опыте и вузовской методике преподавания биологии .................................................................................................................................. 264

12.1. К проблеме освещения педагогического опыта...........................................................264

12.2. Учебник по общей методике преподавания биологии................................................ 271

ГЛАВА 13 Очерки о методистах-биологах ........................................................................ 276

13.1. Вклад Н. М. Верзилина в развитие отечественной методики преподавания биологии.................................................................................................................................... 276

13.2. Влюбленный в природу.................................................................................................. 278

13.3. Александр Яковлевич Герд............................................................................................ 280

13.4. Слово об И. Д. Звереве - педагоге, методисте, экологе............................................... 285

13.5. Щедрый талант В. М. Корсунской.................................................................................287

Вместо заключения...................................................................................................................288

Основные работы Д. И. Трайтака........................................................................................... 291

2Петросова ра., Голое в.П., Сивоглазов вл. Методика обучения есте­ствознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - м., 1999. - с. 73-74.

С помощью разборных моделей дети могут познакомиться с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса анатомии человека (глаз, ухо) или разборная модель «Образование оврага».

Неразборной моделью является глобус. Он очень нагляд­но передает Представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и Ми­рового Океана. С помощью глобуса в начальной школе изу­чается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.

В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) Для демонстрации и несколько маленьких (диа­метром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.

Муляжи (слепки) - это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания. Для начальной шко­лы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.

Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.

Близки объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним отно­сятся системы органов дыхания, кровообращения, строе­ние кожи и др.

Плоскостные пособия воспроизводят натуральные объ­екты или их знаковые заместители с помощью двухмерного изображения.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фото­графии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествозна­ния. Они помогают образованию представлений о тех при­родных объектах и явлениях, которые недоступны непосред­ственному восприятию.

Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования у младших школьников обобщенных об­разов природных тел или ландшафтов таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.

Таблицы для начальных классов должны соответствовать следующим требованиям:

    любая таблица - это монографическое изображение, поэтому на ней должен быть один объект, процесс или явление;

    объекты, изображенные на таблице, должны быть дос­таточно крупные, пропорции их выдержаны в одина­ковом масштабе;

    рисунки, текст и цифровые обозначения располагают в определенной дидактической последовательности, что­бы таблица была «читаемая»;

    таблица должна отвечать эстетическим требованиям (по В.М. Пакуловой).

По курсу природоведения издана серия ламинированных таблиц с методическими указаниями к их использованию.

Если таблицы бумажные, то их следует наклеить на картон или ламинировать. На доске должны быть приспособления для вывешивания таблиц во время демонстрации.

Таблицы хранят в шкафу вертикально. Они должны быть пронумерованы и расположены по темам курса. На внутрен­нюю сторону дверцы шкафа помещают список таблиц с про­ставленными номерами.

Географические карты формируют у детей пространствен­ные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Гео­графические объекты на карте обозначены при помощи оп­ределенных знаковых символов, т.е. обладают высокой сте­пенью абстракции.

Первое знакомство детей с картой начинается уже во 2 классе. Прежде всего учитель должен познакомить детей с правилами работы с картой.

К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны, пользоваться масшта­бом. Младшие школьники получают первоначальные зна­ния о карте России (границы, моря, главные реки, рав­нины, горы), умения показывать природные зоны нашей страны.

Дети должны познакомиться с физической картой своего края. Уметь показывать на ней границы, главные города, формы рельефа, полезные ископаемые, реки и озера. В на­чальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответст­вующие названия. Учитель должен обратить внимание детей на то, как подписываются географические названия на кон­турной карте:

    Надписи делаются мелко, четко, красиво.

    Надписи рек располагаются параллельно направлению рек. Так же сделаны надписи горных хребтов, вытянутых заливов, морей.

3. Надписи городов везде идут параллельно параллелям. Так же надписываются острова и озера 1 .

На контурные карты ученики наносят формы рельефа, условные знаки полезных ископаемых своего края и названия самых крупных рек и озер. Дети учатся работать цветными карандашами. При этом необходимо соблюдать правила ус­ловных окрасок, принятых на картах (воды - голубые, низменности - зеленые и т.д.); добиваться четкости, акку­ратности и красоты в раскраске.

Эти умения являются базисными для последующего изу­чения курса географии.

В начальных естественно-научных курсах используются на-стенныефизическиекартыполушарий,РоссийскойФедерации, своего края; карта природных зон России, план местности, а также географические атласы для начальной школы. Карты есть во всех естественно-научных учебниках и учебниках-тетрадях.

Требования к школьным географическим картам были сформулированы А.А. Половинкиным в его учебнике «Ме­тодика физической географии».

Школьные географические карты отличаются от других тем, что они приспособлены к возрасту и уровню развития учащихся. Это достигается упрощением карт, увеличением их наглядности, подчеркнутой характерностью и сокраще­нием нагрузки до пределов, близких к тем, которые преду­сматриваются в программах.

Настенные географические карты рассматриваются всем классом издалека, поэтому должны иметь соответствующие размеры. Карты менее одного метра настенными картами служить не могут. Ученики смотрят на стенную карту с рас­стояния 5-6 м и более. С такого расстояния береговая линия и реки могут быть видимыми только В том случае, если они изображены толще, если очертания их упрощены, если дета­ли отброшены. На картах для начальной школы это упроще­ние выражено наиболее существенно.

Источник: Гигиена и санитария, 1996, № 5

Научное наследие профессора М. И. Корсунской и его значение для развития гигиены детей и подростков в России

На кафедре гигиены детей и подростков РМА последип­ломного образования хранится личный архив М. И. Корсунской, переданный в 1970 г. кафедре ее братом М. И. Корсунским.

Со дня кончины Марии Иосифовны 14 апреля исполни­лось 25 лет, и эта публикация посвящается ее памяти.

М. И. Корсунская принадлежала к поколению специали­стов, участвовавших в становлении отечественного детского здравоохранения, его профилактического направления. Она была разносторонне образована, в 1914 г. окончила Высший педагогический институт, в 1924 г. — медицинский факультет 2-го Государственного университета. В 1925-1929 гг. под ру­ководством проф. А. В. Молькова Мария Иосифовна прошла аспирантуру на кафедре гигиены воспитания (ныне кафедра гигиены детей и подростков РМА последипломного образова­ния), защитила там кандидатскую диссертацию и затем стала преподавать.

Учитель М. И. Корсунской А. В. Мольков занимает в ис­тории отечественной гигиены ведущее место как ученый, пе­дагог и общественный деятель. Он был инициатором созда­ния и первым руководителем кафедр гигиены воспитания на медицинских факультетах 2-го Государственного университе­та (1924 г.) и 1-го Государственного университета (1926 г.), а также кафедры школьной гигиены в Институте усовершенст­вования врачей (1934 г.). Ему удалось объединить вокруг себя молодых талантливых врачей-гигиенистов, которые в дальней­шем стали учеными и организаторами здравоохранения, - П. М. Ивановский, С. М. Громбах, Л. А. Сыркин, А. Г. Цейт­лин, М. В. Антропова, Л. Н. Заглухинская и др. Именно они составили школу Молькова, и к этой школе принадлежит так­же М. И. Корсунская.

Ключевые слова: