Теория наречия. Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается наречие в предложении? Чем отличаются наречия от других частей речи и прилагательного? Четыре группы наречий и вопросы

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета.

Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на –о /–е ) и примыкают к глаголу: быстро бежать ; прилагательному: очень быстрый ; другому наречию: очень быстро . В предложении наречие обычно бывает обстоятельством .

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку , кофе по-варшавски . В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение .

Наречие обозначает признак действия , если присоединяется к глаголу и деепричастию: смотреть вдаль , вернуться вечером .

Наречие обозначает признак предмета , если присоединяется к имени существительному: яйцо всмятку , кофе по-варшавски .

Наречие обозначает признак другого признака , если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию: очень хороший , слишком холодно .

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда.

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например:

там, туда, тогда - указательные;

где, куда, зачем - вопросительно-относительные;

везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения:

очень, красиво, весело, по-моему, пешком

и подразделяются на следующие разряды:

Качественные , или образа действия (Как? Каким образом? ): быстро, так, вдвоём;
- количественные , или меры и степени (В какой мере? Насколько? ): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

Места (Где? Куда? Откуда? ): справа, там, наверху ;
- времени (Когда? Как долго? ): вчера, тогда, весной, когда ;
- причины (Почему? ): сгоряча, почему, потому;
- цели (Зачем? Для чего? ): назло, зачем, затем.

Степени сравнения качественных наречий на –о/–е

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую/меньшую или наибольшую/наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

У одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: «Петя бегает лучше, чем прыгает ».
- у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: «Петя бегает быстрее, чем Вася ».
- у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: «Петя бегает быстрее, чем раньше ».
- у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: «Ребёнок бежит медленнее, чем взрослый идёт ».

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:
основа положительной степени без –о (и без сегментов к/ок) \(+\) формообразующие суффиксы –ее(–ей), –е, –ше/–же: тепл-ее , громч-е, рань -ше, глуб-же .

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством: «Он прыгнул выше отца » -

или сказуемым безличного предложения: «Стало теплее »;

а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения: «Он выше отца » -

или как определение: «Дай мне тарелку поменьше ».

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:
элементыболее/менее \(+\) положительная степень:

«Он прыгнул более высоко, чем отец» .

Превосходная степень обозначает наибольшую/наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:


1) наиболее/наименее \(+\) положительная степень: « Он прыгнул наиболее высоко»,
2) простая сравнительная степень \(+\) всего/всех: « Он прыгнул выше всех» ; отличие от превосходной степени сравнения прилагательных - в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.

Разряды наречий по образованию

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счёт других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имён существительных, связаны с предметным значением (наземь , набок , дома ); наречия, образованные от имён числительных, - со значением числа (дважды , вдвое , вдвоём ); наречия, образованные от имён прилагательных, - со значением качества (тепло , красиво , ласково , угрюмо ); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лёжа , нехотя , шутя , немедля ).

Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.

Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имён существительных, исчезнувших из языка, причём морфологическая соотнесённость с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла , второпях , втихомолку , насмарку , вдрызг , с кондачка , с панталыку ), а также от старых форм ныне существующих имён (например: поделом , справа , слева ).

В грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и . Только ведет себя своеобразно . Чем выражается его особенность?

Вконтакте

Своеобразное наречие

Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи , каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию , то есть называют предмет. описывают действие, а прилагательные дают характеристику.

Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение : подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.

Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:

  • действия;
  • предмета;
  • другого признака.

Внимание! Если глаголы и имена , взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам.

Разряды наречий — схема.

Отличительные признаки и вопросы к ним

Признаки, означающие действия

В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения , признак действия:

  • Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
  • В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
  • Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
  • Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
  • Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
  • Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.

Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.

Признак предмета

Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным . Примеры:

  • прогулка пешком, блузка навыпуск;
  • уход по-английски, шаг вперед;
  • движение назад, чтение вслух.

Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.

Признак признака

Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака . Например:

  • очень ветвистое дерево;
  • чересчур высокий забор;
  • довольно скучное занятие;
  • слишком трудное задание;
  • предельно простая обстановка.

Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета , при этом форма ее останется неизменной .

Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.

Четыре группы наречий и вопросы

Время

Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:

  • Традиции в деревне сохранялись издавна.
  • В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
  • Делать что-то новое всегда трудно.
  • Он никогда больше не возвращался в этот город.

Место

На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:

  • свернуть направо;
  • располагаться посередине;
  • впереди показалась река;
  • шум доносился издалека.

Цели

Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего? :

  • Он сделал это по-глупости.
  • Экскурсанты специально пришли пораньше.
  • Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.

Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи .

Причины

Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему? :

  • Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
  • Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.

Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос.

Смысловые группы наречий.

Спорные вопросы

Вскоре и вдруг

Часто вызывает сомнение слово «вдруг» – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: «Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.»

Вскоре и скоро — к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком . Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре — прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.

Как отличить

Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, — учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.

Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).

Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: «Хороший стимул заставляет работать хорошо.» – хороший — прилагательное, а хорошо – это наречие , которое образовалось от имени прилагательного.

Орфография: Написание наречий

Степени сравнения наречий

Вывод

Наречие — абсолютно самостоятельная часть речи со своими структурно-лингвистическими особенностями и особой эмоционально-семантической ролью в устной разговорной речи и литературном тексте. С помощью него можно составить предложение с любым эмоциональным оттенком , выражая свое отношение к человеку, явлению или событию.

Роль наречия в предложении во много определяется той частью речи, к которой оно принадлежит. В большинстве случаев оно выступает в качестве обстоятельства. В статье приведены основные отличительные признаки наречия от иных частей речи, а также примеры его использования.

Особенности наречия как части речи

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета либо другого признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? Сколько? В предложении выступает в роли обстоятельства, реже - несогласованного определения (в зависимости от значения наречия и того, к какому слову оно примыкает).

Примеры употребления наречий: она беспокойно спала, прогулка пешком , они впервые встретились, упорно добиваться цели, сердце бешено билось, присесть рядышком .

Чем отличаются наречия от других частей речи?

  • Наречие неизменяемая часть речи. Оно не склоняется и не спрягается, не имеет форм рода, числа, падежа.
  • В большинстве случаев наречия не имеют зависимых слов, в словосочетаниях могут примыкать к глаголам, прилагательным, существительным и другим наречиям.
  • Наречия, образованные от качественных имен прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения (низко - ниже - ниже всех, хорошо - лучше - лучше всех, ярко - более ярко - ярче всего) .
  • От служебных частей речи наречия отличаются тем, что имеют лексическое значение признака.
  • Часто наречия путают со словами категории состояния. Однако слова категории состояния в словосочетаниях не зависят от других слов, имеют лексическое значение состояния и, как правило, используются в качестве сказуемого (Маше было весело (слово категории состояния) - Мы провели время очень весело (наречие)).

Наречие как часть речи подробно изучается в 7 классе на уроках русского языка по учебнику В. В. Бабайцевой. Предлагаемая статья поможет школьникам быстро вспомнить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака или (реже) признак предмета. Вопрос наречия зависит от выражаемого им значения.

Наречие может относиться к глаголу, прилагательному, наречию, существительному и другим частям речи, например: разговаривать грубо, работать молча, очень грустный, слишком сильный, довольно поздно, абсолютно правильно, поездка верхом, совсем малыш и т. д.

Некоторые наречия не называют признака, а только указывают на него. Это местоименные наречия тут, там, так, тогда, оттого, потому, поэтому и др. Например: Ставня была полуоткрыта, и оттого в комнате можно было разглядеть всякую мелочь (А. Куприн).

Основным признаком наречий является их неизменяемость. Наречия не склоняются и не спрягаются, не образуют форм рода и числа.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения - сравнительную и превосходную: печально - печальнее, печальнее всех; хорошо - лучше, лучше всех; жарко - жарче, жарче всего.

В предложении наречия чаще всего выступают в роли обстоятельств разных типов и именной части составного сказуемого. Например:

И зачем-то загорались огоньки;

Я вблизи тебя искал, ловил вдали .

(Вяч. Иванов)

Разряды наречий по значению

По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.

Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.

Группы определительных наречий и выражаемые значения

Примеры

Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака.

Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.

Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.

Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия.

Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.

Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени , 3) наречия причины , 4) наречия цели .

Группы обстоятельственных наречий и выражаемые значения

Примеры

Наречия места обозначают место совершения действия.

Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.

Наречия времени обозначают время совершения действия.

Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.

Наречия причины обозначают причину совершения действия.

Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.

Наречия цели обозначают цель совершения действия.

Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.

В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия . Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.

Местоименные наречия

Особую группу среди наречий составляют местоименные наречия , которые, как и местоимения, не называют признаков, а только указывают на них, но, в отличие от местоимений, являются неизменяемыми словами.

Местоименные наречия делятся на следующие группы:

Группы местоименных наречий

Примеры

Указательные

Там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем

Определительные

Всегда, иногда, везде, всюду, повсюду

Вопросительно-относительные

Как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего

Неопределённые (образуются от вопросительно-относительных)

Как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то и др.

Отрицательные (образуются от вопросительно-относительных)

Никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем и др.

Степени сравнения наречий

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени , которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: становиться глупее, читать хуже, быть смелее.

Некоторые наречия имеют также и форму превосходной степени на -епше, -айше, которая в современном языке малоупотребительна (покорно - покорнейше, строго - строжайше), например:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

(А. Грибоедов)

В современном языке более употребительна составная форма превосходной степени , которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.

Морфологический разбор наречия включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и наличие форм степеней сравнения). Непостоянных признаков наречие не имеет, так как является неизменяемым словом. Наречие - чрезвычайно продуктивный и сложный для анализа класса слов.

В качестве постоянного признака наречий указывают разряд по значению. Для наречий на -о, -е, образованных от качественных имён прилагательных, указываются формы степеней сравнения: сравнительная (смотрел веселее, говорил понятнее - более понятно) и превосходная (бегает быстрее всех, пел громче всех).

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

Схема морфологического разбора наречия.

I . Часть речи.

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.