Программа для составления расписания в начальной школе. Расписание уроков. Кто и как его составляет? Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

Расписание уроков регламентирует ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей.
От его качества во многом зависит эффективность всего образовательного процесса

Приемлемость уроков и школьное расписание

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

В правовом аспекте проблема составления школьного расписания нашла отражение в новых гигиенических требованиях к составлению расписания, которые основываются на данных современных научных исследований биоритмологии умственной работоспособности и таблицы трудности предметов И.Г. Сивкова. Однако для заместителя директора школы, который составляет расписание, важно не только знать, насколько труден предмет, но и представлять силу утомляющего воздействия уроков по тому или иному предмету на состояние здоровья учащихся. К сожалению, таблица трудности И.Г. Сивкова совсем не учитывает такого компонента обучения, как утомительность предметов, которая в первую очередь влияет на здоровье ученика.

Современные исследования дают представление о зависимости утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.

Шкала приемлемости состоит из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок – их алгоритм представлен в приложении 1. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная шкала приемлемости предметов

Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.

В средней общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга мы получили следующую шкалу приемлемости предметов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Шкала приемлемости предметов

Алгоритм составления расписания

Поскольку в каждом образовательном учреждении приемлемость предметов будет своя, то читателям не стоит копировать приведенную шкалу «один в один». Целесообразно провести диагностику степени трудности и утомительности предметов в своей школе методом экспертных оценок.

Кроме того, при составлении расписания имеет смысл руководствоваться таблицей ранжирования уровня работоспособности учащихся разных классов на различных уроках в течение учебной недели (см. приложение 2).

Мы создали алгоритм составления физиологически обоснованного расписания, который учитывает реально выполнимые гигиенические требования. Этот алгоритм можно использовать для составления учебного расписания как в школе, имеющей большое количество классов второй и третьей ступеней, так и в сравнительно небольшом образовательном учреждении. Алгоритм предназначен для специалистов, которые составляют расписание без использования компьютерной программы.

При использовании автоматизированных программ целесообразно выполнять расстановку предметов с помощью автоматизированной программы поэтапно на основании предложенного алгоритма. Как показывает практика, данные программы могут быть использованы только как вспомогательный инструмент для:

  • первоначальной расстановки предметов с последующей ее ручной доводкой;
  • сохранения информации и вывода ее на печать.

После автоматизированного распределения предметов (программа, как правило, расставляет от 40 до 70%) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно, так как приходится не только доставлять оставшиеся нерасставленные предметы, но и существенно изменять (до 60%) автоматизированную расстановку предметов по принципу «лишь бы расставить».

Поэтому при использовании компьютерной программы для составления рационального расписания с учетом реально выполнимых гигиенических и педагогических требований, специфики образовательного учреждения необходимо расстановку предметов выполнять поэтапно с использованием предложенного выше алгоритма. При этом каждый этап расстановки группы предметов должен заканчиваться ручной доводкой с ориентацией на вышеперечисленные требования. Это позволит более рационально составить расписание и по возможности учесть все необходимые условия.

Порядок изменения расписания

Алгоритм корректировки школьного расписания

При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты и перестановки.

Предложенный способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:

  • сделать собственную шкалу приемлемости предметов (трудности и утомительности) для составления более рационального школьного расписания;
  • держать в поле зрения заместителя директора школы достаточно большое количество необходимой информации;
  • равномерно распределять уроки на каждый день (избегать излишнего количества седьмых уроков);
  • ставить все классы с первого урока, что позволяет обеспечить обучение в одном ритме, поскольку каждый день учащиеся будут начинать учебный день в одно и то же время;
  • регулировать степень сложности учебного дня в зависимости от динамики недельной работоспособности школьников;
  • расставлять уроки практически без «окон» либо с минимальным их количеством, что позволяет сохранить ритм работы учителя и создать благоприятный рабочий режим;
  • рационально чередовать предметы разной направленности;
  • рационально расставить необходимые сдвоенные уроки;
  • быстро изменять и корректировать расписание в силу производственной необходимости.

Кроме того, при таком способе не требуется значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов второй и третьей ступеней (от 30 и более).

Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным.

Критерии гигиенической оценки школьного расписания

1. Количество классов начальной школы – ______.

2. Количество классов основной и средней школы – ___________.

3. Всего учебных кабинетов, используемых для проведения уроков – ___________.

4. Наличие шкалы приемлемости для своего образовательного учреждения:

5. Учет шкалы приемлемости предметов в школьном расписании:

6. Распределение уроков на день для учащихся:

7. Все классы начинают учебу с первого урока:

8. Рациональное чередование предметов разной направленности и сложности:

9. Соблюдение в расписании учета работоспособности учащихся (в недельной динамике):

10. Рациональная расстановка уроков для учителей:

11. Максимальное количество уроков у учителей в день:

а) до 4 уроков – у____ учителей – ______ (%);

б) 5 и 6 уроков – у____ учителей – _____ (%);

в) 7 уроков и более – у____ учителей – ___ (%).

12. Методический день имеется (указать количество учителей):

а) с нагрузкой до 24 часов в неделю – у____ учителей;

б) с нагрузкой от 25 до 30 часов в неделю – у___ учителей;

в) с нагрузкой более 30 часов в неделю – у___ учителей.

  1. Подготовить наборы с названиями предметов с 5-го по 11-й класс.
  2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
  3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).
  4. Уточнить понятие «трудность» предметов.
  5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т.е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т.е. на первом месте сверху – карточка с самым трудным предметом, ниже – менее трудным и т.д.).
  6. Полученный расклад предметов записать на листе ответов.
  7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.
  8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на листе ответов.
  9. Листы с ответами собрать и обработать (см. форму сводной таблицы ниже).

– где: mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели;

или по формуле:

– где: Mk – сумма баллов по предмету одного класса;

n – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:

Ср. б. пр. = (469/130) = 3,61 – средний балл по русскому языку в параллели 7-х классов составил 3,61, дети воспринимают этот предмет как достаточно трудный.

Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета по утомительности.

Затем находится средний балл приемлемости по каждому предмету. Для этого складываются два показателя: средний балл трудности и средний балл утомительности, а затем результат делится на 2. Таким образом получается средний балл приемлемости предмета.

На основании полученных данных составляется индивидуальная таблица приемлемости предметов конкретного образовательного учреждения по каждой параллели.

Форма сводной таблицы для обработки ответов

Приложение 2

Ранжирование учебных часов в течение недели
в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов

1 – наиболее благоприятные часы; 10 – наиболее неблагоприятные.

6–7 – пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы для проведения уроков).

8–10 – низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы для проведения уроков).

Таблица распределения недельной нагрузки учителя

Приложение 3

Технология выполнения макета таблицы расписания уроков

Для выполнения макета необходимо приготовить:

  • 4 листа картона (толщина 1–2 мм, высота – 42 см, ширина – 22 см; высота строк – 0,8 см, ширина столбца – 1 см)*;
  • 4 листа цветной бумаги (лучше светлых тонов) плотностью 200 г/см и размерами, аналогичными размерам листов картона;
  • широкий прозрачный скотч;
  • ледерин (бумвинил) для склеивания картона в папку (ленты шириной 4–5 см; длиной 49–50 см);
  • клей ПВА (достаточно сильный, типа «силакра»).

Алгоритм выполнения макета

1. Склеить листы картона в «раскладушку»:

2. На одном листе цветной бумаги поместить всю необходимую информацию для составления расписания (поместить на лист картона № 1); пример: таблица на с. 27.

3. На двух следующих листах цветной бумаги начертить сетку, по три дня на каждом листе, по 7 ячеек на каждый день (поместить на 2-й и 3-й лист картона).

4. На 4-м листе расчертить сплошную сетку без деления на дни (ячейки – аналогичных размеров).

5. Готовые расчерченные листы покрыть скотчем, чтобы при разрезах ячеек не было разрывов.

6. Сделать прорези в ячейках размером от 0,5–0,6 см.

7. Приклеить бумажные листы по боковым частям листов картона на готовую «раскладушку». Макет готов.

8. Отдельно сделать разноцветные бирки с литерой класса (5-й «А», 7-й «Г» и т.д.), количество – из расчета нагрузки 5- или 6-дневной недели + дополнительно на уроки, где классы делятся на подгруппы. Размер бирки: ширина – 8 мм; высота – 15 мм.

9. Подготовить бирки любого цвета без надписей литер класса для расчета недельной нагрузки на каждого учителя. Размеры: ширина 5 мм; высота 12–14 мм.

Данный макет удобен в работе, так как вся необходимая информация всегда находится перед глазами заместителя директора. Он может быть сложен в папку, что делает его удобным для переноски. При этом бирки будут удерживаться в прорезях.

Информация, необходимая для составления расписания

___________ * Размеры листа картона индивидуальны, т.к. в каждой школе различное количество учителей, разный режим работы (5- и 6-дневная учебная неделя). Мы предлагаем размеры для расписания из расчета 6-дневной учебной недели и школы, в которой работают 50–55 учителей.

Скачивай себе на телефон, чтобы ничего не забывать и никуда не опаздывать.

Android

Timetable

Красивое и интуитивно понятное приложение для управления школьной жизнью. Можно внести расписание, домашние задания, экзамены и даже каникулы. Приложение может синхронизироваться со всеми вашими Android-устройствами, а во время занятий само перейдёт в беззвучный режим.

Школьный дневник

В этом электронном дневнике можно вести расписание, указывая имя и телефон преподавателя, а также место проведения урока. Чтобы точно ничего не забыть, в приложении есть виджеты на главный экран телефона. Также существует возможность вести заметки по предметам и проставлять по ним оценки. Но, пожалуй, самая приятная функция - вычёркивание выполненных домашних заданий.

LightSchool

Позволяет не только вести расписание и записывать домашки, но и отслеживать время до начала либо окончания урока. Особенность - наличие теоретических материалов. Если вдруг забыл, как находить синус угла, то можно посмотреть прямо в приложении.

Расписашка

Не очень красочное, но многофункциональное приложение. В нём можно составить расписание и экспортировать его в календарь на устройстве. Можно просматривать график занятий на неделю или сразу несколько и выводить виджет с напоминалками на главный экран. Во время урока приложение автоматически включает беззвучный режим, а к домашним заданиям можно устанавливать сроки выполнения.

Расписание - школьный планировщик

Суть приложения: один пользователь публикует расписание своей школы, чтобы его однокашники могли потом найти готовый график занятий. Удобно! Жаль, что сервисом пользуются пока немного людей. Зато есть виджет и сканер QR-кодов.

iOS

iШкола

Позволяет создать красивое разноцветное расписание с указанием кабинетов, где будут проходить занятия. Удобно записывать задания: можно просто сфотографировать доску или надиктовать голосом. И ещё одна суперполезная функция: можно вносить оценки по предметам и рассчитывать средний балл. Приложение поддерживает русский язык, работает синхронизация с iCloud.

iStudiez pro

Позволяет составлять расписание с повторяющимися уроками. Каждому предмету можно присвоить свой цвет - так в дальнейшем будет проще ориентироваться в расписании. Можно вносить в календарь каникулы и выходные, а также сохранять полезную информацию о одноклассниках и преподавателях.

Class Timetable

Радужный планировщик для учащихся. Стандартный набор функций включает в себя расписание с напоминалками и перечень домашних заданий. Но есть и интересная особенность: приложение работает не только на iPhone и iPad, но на Apple Watch. Удобно, если помимо учёбы, есть ещё спортивные секции и надо успевать везде.

Grade Hound

Календарь для школьников и студентов с возможностью маркировки предметов по цветам и проставлением оценок по предметам. Изюминка: временные графики, показывающие, сколько времени вы потратите на тот или иной предмет. Минус: не поддерживает русский язык.

Расписание занятий – Timetable

Ещё один помощник для учеников, которым не хватает организованности. Можно составлять график занятий с повторяющимися или чередующимися неделями, делиться им с друзьями и записывать домашние задания. Благодаря удобному виджету, даже не требуется разблокировать устройство для быстрой проверки расписания.

Расписание Фоксфорда

Поклассовое расписание занятий в Домашней школе и экстернате Фоксфорда находится на сайте в разделе «Учебный процесс».

Выберите свой класс и нажмите «Подробнее». Вы увидите в какой день недели и какое время проходит тот или иной урок и сможете внести расписание в свой электронный планировщик.

Также в начале учебного года ученики получают расписания в виде удобных pdf-таблиц.

Все домашние задания хранятся в Личном кабинете ученика. Нужно лишь выбрать курс и номер занятия.

О новых и уже выполненных задачах напомнит дашборд. Из него можно в один клик перейти к выполнению задания.

Ну а если ученик забудет о каком-нибудь уроке или домашнем задании, ему об этом тут же напомнит . Надёжнее любого приложения! :)

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году .

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?


Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

литература – 5

история – 4

рисование и музыка – по 3 балла

технология – 2

физкультура – 1

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

  • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
  • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, и . Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

  • уроки не раньше 8 утра,
  • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
  • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
  • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • 1-ый класс - 21 час,
  • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
  • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
  • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
  • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
  • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
  • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Всего вам доброго!

Инструкция

С конца 70-х гг ХХ века для равномерного распределения нагрузки в течение недели используется система ранговых оценок, разработанная ученым И.Г. Сивко. Смысл системы в том, что каждому из учебных предметов присвоено определенное количество баллов (ранг). Чем предмет сложнее, чем больше напряжения внимания, памяти он требует – тем выше ранг. Согласно этой системе, самый высокий ранг сложности имеют (алгебра, ) и язык – этим предметам присвоено по 11 баллов. Второй по сложности – иностранный язык, 10 баллов. Чуть легче – и химия, каждый предмет при ранжировании получает по 9 баллов. 8 баллов у истории, 7 – у литературы, 6 – у географии и естествознания, всего 5 баллов у физкультуры, 4 – у уроков труда, 3 – у черчения. Минимальная нагрузка по этой системе у уроков изобразительного искусства (2 балла) и музыки (1 балл). Кроме уровня сложности учитывается и динамика утомляемости на протяжении недели. По мнению ученых, пик работоспособности приходится на среду и четверг. Распределяя уроки по дням недели, вычисляют общую сумму баллов по каждому дню. Суммарный уровень нагрузки распределяют таким образом, чтобы максимальная нагрузка приходилась на среду, а в понедельник и пятницу она была минимальной.

Кроме распределения предметов по дням недели необходимо учитывать и суточные биологические ритмы. Максимум работоспособности приходится на интервал 10.00-11.30. Именно на это время планируют проведение уроков, требующих максимальной концентрации внимания, наиболее сложных. Первыми и последними уроками должны быть предметы с меньшей нагрузкой.

Необходимость автоматизированного составления школьного расписания с учетом санитарных правил и норм привело к появлению ряда программ, которые позволяют с той или иной эффективности решать эту задачу. Таких программ много, и можно выбрать наиболее подходящую.

Видео по теме

Обратите внимание

Расписание составлено неправильно, если:
- нагрузка распределена равномерно по всем дням недели;
- в некоторые дни проводятся только уроки, требующие интеллектуального труда, а в другие – требующие физической и творческой активности;
- наибольшее количество баллов приходится на начало и конец недели;
- предметы с максимальным количеством баллов проводятся первыми и последними уроками.

Полезный совет

Признаки правильно составленного расписания:
- максимальная нагрузка приходится на середину недели и середину дня;
- уроки, требующие интеллектуальной и физической активности чередуются в пределах одного дня;
- наиболее сложные предметы преподаются на 2, 3, 4-м уроках.

Источники:

  • составление расписания уроков

Занятия являются организованной формой обучения дошкольников. Для организации планомерного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходимо продумать расписание занятий с детьми. Это позволит равномерно распределить нагрузку на детей.

Инструкция

Расписания бывают не только в учебных заведениях, но и в детских лагерях, санаториях, больницах и т.д. В этом случае составление расписания будет зависеть от того, как работают разные подразделения. То есть, ваше расписание должно быть согласовано, например, с работниками столовой. Составляя расписание, вы можете указывать нижнюю границу времени, а можете указать только верхнюю. То есть, можете написать: «18.00 – 18.30 – ужин», а можете написать «18.00 – ужин, 18.30 – отдых». Помните, что расписание, составляемое для любых детских учреждений, должно отвечать всем нормам – дети должны иметь в должном количестве время на сон, должны питаться в одно и то же время, промежутки между приемами пищи должны быть правильными. Все эти нормы предусмотрены министерством образования и санэпиднадзором.

Если вам нужно составить расписание для себя на каждый день, то сначала составьте список всех дел, которые вам нужно сделать за день, а затем, рассчитывая, сколько времени вам потребуется на то или иное действие, составьте временную сетку. Кстати, практика показывает, что составление распорядка дня экономит для нас уйму времени, которую без расписания мы тратим на всякую ерунду.

Во время школьных каникул администрация, как правило, не имеет много времени для отдыха. Все дело в том, что нужно заранее составить расписание занятий, что не является довольно простым делом.

Вам понадобится

  • - списки предметов;
  • - список преподавателей;
  • - писчие принадлежности;
  • - бумага;
  • - компьютер.

Инструкция

Сделайте списки предметов, которые нужно распределить по классам и . Это самая важная информация, которую стоит знать для составления расписания. В этом списке должны быть не только названия дисциплин, но и количество академических часов, которое нужно выработать по ним. Бывают случаи, когда надо готовиться или ЕГЭ. Тогда целесообразно ставить два профильных урока подряд.

Учтите федеральную и региональную программу обучения школьников. Любые изменения внутри не могут выходить за их рамки. Допустим, нужно изучать литературу 5 часов в неделю. Тогда старайтесь ставить ее через день, если это непрофильный . Для тех, кто изучает предмет углубленно, можно сделать спаренные уроки даже два дня подряд.

Соотнесите занятия с количеством часов, которые должны выработать все учителя. Нужно, чтобы часы полностью соответствовали запланированной нагрузке преподавателя. Исключения могут быть для тех, кто проводит дополнительные занятия в неучебное время для подготовки к экзаменам, а также ведет профильные классы. Если по каким-то причинам не получается справедливо распределить часы, обговорите этот момент с учителями отдельно.

Закрепите классы за каждым уроком. В каждой аудитории должно быть все необходимое оборудование для проведения занятия. Нельзя допускать того, чтобы кто-то оставался без кабинета по каким-либо причинам. Итак, напишите напротив каждого урока номер классной комнаты. Внесите эти данные в специальное расписание для учителей.

Откорректируйте полученное общее расписание. Посмотрите внимательно, все ли аудитории будут свободны в указанный день и час. Проверьте, все ли учителя смогут выработать свои часы. После этого, обсудите некоторые поправки с учителями и директором. Заверьте расписание, поставьте печать и повесьте его в отведенное место.

В современном дошкольном образовании происходит переход от урочной формы организации обучающих занятий к игровой. В игре дети могут получать новые знания, закреплять уже имеющиеся, но больше всего они любят играть вне занятий, свободно выражая свои идеи, замыслы. Для качественного управления игровой деятельностью дошкольников воспитатель группы составляет расписание игр, на которое ориентируется при разработке перспективного плана работы.

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые требования СанПиН. Особенностью новых требований является введение подробной шкалы трудности для каждого предмета. Теперь трудность каждого предмета оценивается в баллах для 1-4 классов, отдельно для 5, 6, 7, 8 и 9 классов, и для 10-11 классов. При составлении расписания наибольшая нагрузка учащихся, рассчитанная в баллах, должна приходиться на вторник и/или среду.

Программы для составления расписания "Ректор 3" и "Ректор-Школа" обеспечивают поддержку составления расписания уроков с учетом новых требований СанПиН. Ниже мы рассмотрим последовательность составления расписания при переходе на новые требования СанПиН в программе "Ректор 3". Все действия в программе "Ректор-Школа" выглядят аналогично.

Наш план такой:

  1. Настройка штрафов за нарушение требований СанПиН.
  2. Ввод шкалы трудности для каждого предмета.
  3. Составление расписания с учетом требований СанПин.

Изложение материала ориентировано на опытных пользователей. Начинающим рекомендуем сначала ознакомиться с руководством по программе.

Настройка штрафов за нарушение требований СанПиН

Значения штрафов за нарушение требований СанПиН задаются в диалоге Параметры на закладке СанПиН. Для того, чтобы открыть диалог, запустите программу и в меню Настройки выполните команду Параметры, как показано на скриншоте.

В результате откроется диалог Параметры:

Перейдите на закладку СанПиН:

Как видно из скриншота, в данном случае значения штрафов за нарушение требований СанПиН равны 10. Для того, чтобы придать больший вес требованиям СанПиН, увеличим все штрафы до 50:

Для сохранения новых значений щелкните мышкой по OK .

Можно ли задать другие значения, кроме 10 и 50? Да, можно. Штрафы задаются в относительных единицах и должны быть неотрицательными числами. Самое главное - штрафы должны быть сбалансированы друг с другом, то есть штрафы на закладке СанПиН должны быть сбалансированы со штрафами на закладках Классы и Учителя.

Почему для 1-9 и 10-11 классов штрафы задаются отдельно, ведь требования СанПиН по максимальной нагрузке для всех классов одни и те же? Требования СанПиН нарушать нельзя, но если предположить, что небольшие отклонения возможны, то они более вероятны для старших классов и программа позволяет сделать это.

Ввод шкалы трудности для каждого предмета

В новой версии программы, в файле с демонстрационными данными шкала трудности для каждого предмета уже введена в соответствии с новыми требованиями СанПиН. Однако, если Вы используете программу для составления расписания уже не первый год, то, вероятно, Вам нужно задать трудность предметов в баллах заново, поскольку ранее трудность предмета была либо постоянной, либо зависела только от ступени обучения.

Для этого перейдите в раздел Списки на страницу Предметы. Ваш список предметов может выглядеть примерно так:

Двойным щелчком мышки по строке с названием предмета откройте диалог Свойства предмета.

Убедитесь, что в окошке Список предметов по СанПиН программа правильно определила название предмета (на скриншоте название предмета "Алгебра" совпадает с названием предмета по СанПиН - "Алгебра"). В некоторых случаях программа не сможет самостоятельно определить название предмета по СанПиН. Прежде всего это касается языков. В то время как в программе используются привычные "русск. яз.", "англ. яз.", "немецк. яз." и т. д., в СанПиН есть только "национальный язык" и "иностранный язык". Если программа не смогла правильно определить название предмета по СанПиН, сделайте это вручную.

Теперь щелкните мышкой по кнопке Установить. По шкале трудности в левой части диалога пробежит "зеленая волна" и рекомендуемые значения будут установлены.

При необходимости баллы можно подкорректировать вручную.

Составление расписания с учетом требований СанПин

При автоматическом составлении расписания (кнопка Найти на панели инструментов, подробнее смотрите Справку и Руководство по программе) программа учитывает требования СанПиН. Окно программы с Вашими данными может выглядеть примерно так:

На скриншоте:

  1. Трудность предмета в баллах для текущего класса - 5а.
  2. Суммарная нагрузка текущего класса во вторник (сумма баллов по всем предметам во вторник).
  3. Красным цветом показан день недели, в который суммарная нагрузка превышает нагрузку во вторник и/или в среду.
  4. Коричневым цветом показан день недели, в который суммарная нагрузка равна нагрузке во вторник и/или в среду.
  5. Бледно-зеленым цветом показаны ярлычки классов, расписание которых составлено, но с нарушением требований СанПиН.